На самом важном в этом году китайском политическом форуме, каким стало завершившееся вчера совместное заседание Всекитайского собрания народных представителей и Народного политического консультативного совета Китая, очень много говорилось об экономике. И не без оснований. После феерического падения на Шанхайской бирже в июне прошлого года китайская экономика, занимающая второе место в мире после США, попала в полосу самого мощного замедления роста за четверть века. «Внутри страны все заметнее становятся проблемы и риски, которые накапливались годами», — заявил отвечающий за экономику Китая премьер Ли Кэцян, выступая в прошлую субботу перед тремя тысячами мрачных делегатов, которые собрались в Большом зале народных собраний. Премьер на сей раз отошел от традиционных заверений в том, что экономика будет и впредь развиваться мощными темпами.
Авторитарному режиму, издавна гордящемуся тем, как он направляет социалистический локомотив китайской экономики, неловко признать факт экономического спада. Но для целого поколения китайцев, воспитанных на разглагольствованиях о неослабном и безостановочном экономическом росте, это просто ужасная новость.
Один из примеров маниакальных попыток Пекина управлять экономикой это то, как он по очереди надувает то биржевой пузырь, то ипотечный. На протяжении нескольких лет правительство активно направляет инвесторов то на один рынок, то на другой. В начале 90-х многие китайцы, привыкшие откладывать деньги про запас по причине отсутствия в стране системы социального обеспечения, предпочитали вкладывать деньги в недвижимость, видя в этом надежную форму инвестиций. Знаменитое «южное турне» Дэн Сяопина в 1992 году, в ходе которого он всячески нахваливал «активное экономическое развитие», породило общенациональную «строительную лихорадку», продолжавшуюся до тех пор, пока рынок не насытился, строительство не прекратилось, а доходы от инвестиций не иссякли. К 2015 году рынок ценных бумаг казался надежнее и безопаснее. Его поддерживали государственные руководители, видевшие в нем, среди прочего, удобную возможность распродать активы обремененных долгами государственных предприятий.
Но случившийся в том году взрыв биржевого пузыря напомнил китайским руководителям о том, что их власть не безгранична. Сначала, когда на рынке царила паника, правительство вмешивалось, запрещая государственным предприятиям продавать свои акции и скупая ценные бумаги на сотни миллиардов долларов в попытке поддержать и укрепить рынок. Такими мерами реагирования они хотели отсрочить хаос и стресс, но это вряд ли можно назвать надежным решением. Хотя Всекитайское собрание народных представителей ищет средства для лечения недомогающей экономики, появляются признаки того, что пузырь на рынке недвижимости снова раздувается, получая подпитку от мер кредитно-денежного стимулирования и от ослабления требований государства в сфере недвижимости.
Когда я в начале этого месяца находился в Шанхае, потенциальные покупатели жилья выстраивались в очереди перед агентствами по продаже недвижимости, и очереди эти растягивались на целые кварталы, мешая дорожному движению. Официальный орган партии информационное агентство «Синьхуа» начало предупреждать о покупательской «панике», а муниципалитет Шанхая в своем микроблоге на сайте Weibo призвал людей сохранять спокойствие и здравомыслие.
Так уж случилось, что другой микроблог Weibo стал горячей точкой в партийной кампании за улучшение своего имиджа. Когда магнат из сферы недвижимости и влиятельный блогер с 37 миллионами подписчиков Жэнь Чжицян (Ren Zhiqiang) подверг критике заявление Си Цзиньпина о том, что линия СМИ должна всегда совпадать с линией партии, его пост немедленно удалили, а микроблог закрыли. Тремя годами ранее Жэнь публично заявил, что заоблачные цены на недвижимость появляются не в результате рыночной лихорадки, а являются следствием государственных манипуляций. «Как мне это видится, государство даже не думало, что у него надулся пузырь. Если бы думало, не было бы такой таинственности. Оно не стало бы использовать сомнительные цены на землю для корректировки нашего рынка недвижимости, — написал блогер. — Государство ведет себя подозрительнее и сомнительнее, чем застройщики». Цензоры вскоре убрали это предложение из результатов поиска Weibo.
Выступая восемь лет назад на съезде народных представителей, тогдашний глава китайского правительства Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) отметил, что рост в Китае «нестабилен, несбалансирован, неуправляем и расточителен». Эту речь встретили положительно, но уроков не извлекли. На съезде народных представителей в этом году звучали призывы закрыть неэффективные сталелитейные заводы и угольные шахты, заселить пустующие дома в китайских второразрядных и третьеразрядных городах, и обеспечить больше свободы потокам капитала через китайскую границу. Между тем, разница между официальной статистикой и рыночными представлениями расширилась до размеров пропасти.
В Шанхае я побеседовал с одним молодым человеком на тему очередей в офисы недвижимости. Он заметил, что его родной город охватило безумие: «Глядя на размеры очередей, можно подумать, что люди ждут мешки с деньгами». Я спросил его, слышал ли он о том, что закрыли микроблог Жэня. Он невозмутимо затянулся сигаретой и сказал: «А вы не знаете? Если чей-то аккаунт сегодня блокируют, значит, там настоящие новости». Такие непочтительные высказывания и цинизм, скорее всего, вызывают гораздо большую озабоченность у членов Всекитайского собрания народных представителей, чем экономические неурядицы.
«Нет таких трудностей, которые мы не сумеем преодолеть, — заявил Ли Кэцян в своем пространном выступлении на съезде народный представителей, которое транслировали по национальному телевидению. — Китай имеет огромный запас жизненных сил, колоссальный потенциал и большие возможности для дальнейшего роста». Наверное, это так. Партийное руководство превыше всего ставит социальную стабильность и сделает все возможное, чтобы не допустить резкого роста безработицы, которая угрожает стране. Но поскольку Китай вступил в эпоху зрелости во всех аспектах своего развития, там начали появляться трещины, которые трудно будет ликвидировать посредством государственной политики. В обществе нарастает волнение, в то время как такие площадки как Weibo стараются разоблачать государственные махинации. В какой-то момент, когда китайский народ решит, где настоящие новости, экономика станет не единственной важной темой в разговорах.