В Киеве появляются проблески надежды на то, что зашедшее в тупик Второе минское соглашение все же сможет предотвратить замороженный конфликт в Донбассе.
Ранее Украина блокировала предложение о проведении до конца июня муниципальных выборов по украинским законам на удерживаемых сепаратистами территориях, которое было достигнуто 3 марта в Париже на саммите «Нормандской четверки» сторонами, подписавшими Минские соглашения. Это означало следующее: если сепаратистские власти в конце апреля проведут запланированные выборы в соответствии с собственными законами, конфликт будет по сути дела заморожен. А Киев угрожал провести референдум по вопросу предоставления автономии Донбассу, и судя по опросам общественного мнения, большинство выступило бы против такой автономии. Конфликт и в этом случае был бы заморожен.
Но у Киева нет эффективной правящей коалиции, и ему грозят досрочные парламентские выборы. В этих условиях лидер политической партии «Оппозиционный блок» Юрий Бойко заявил 12 марта, что он ведет переговоры с президентом Петром Порошенко о реализации Второго минского соглашения. По словам Бойко, его цель заключается в проведении муниципальных выборов по украинским законам с последующим включением сепаратистских территорий в состав Украины.
В тот же день самый богатый магнат Украины и спонсор «Оппозиционного блока» Ринат Ахметов заявил, что в контексте «Минска 2» он «сделает все, чтобы остановить войну». Похоже, это были согласованные заявления.
Бойко и Ахметов сослались на статью о зашедшем в тупик минском процессе, которая появилась в авторитетном политическом журнале «Зеркало недели». В статье речь шла о «плане Медведчука» — пророссийского, но анти-сепаратистского украинского политика, который возглавлял администрацию президента Леонида Кучмы. Крестным отцом дочери Медведчука является президент Владимир Путин.
В соответствии с этим планом, политическая и деловая элита, управлявшая Донбассом с середины 1990-х до 2014 года, когда в результате восстания Евромайдана президент Виктор Янукович лишился власти, должна вернуться в регион, чтобы проследить за проведением выборов и за возвращением Донбасса в состав Украины.
Ходят слухи, что Ахметов, который родом из Донецка и владеет там значительными активами, может стать руководителем Донецкой Народной Республики, а Бойко, сколотивший состояние на торговле российским газом, будет назначен лидером соседней Луганской Народной Республики. Ахметова считают в конечном итоге лояльным Киеву человеком, а Юрий Бойко предположительно пользуется доверием Москвы. Зазвучали даже намеки на то, что американское правительство может негласно поддержать такой сценарий.
Если поток спекуляций и пресс-релизов имел целью проверить общественное мнение, то можно сделать вывод, что предложение это было встречено без особого энтузиазма и даже с безразличием. Мало кто из революционеров Евромайдана в составе парламента, чиновничьего аппарата, вооруженных сил и гражданского общества всерьез отнесся к данному предложению, которое они считают немыслимым предательством. В конце концов, если Киев готов следовать такому сценарию, то для чего нужна была эта война с 10 тысячами погибших? Тем не менее, оппозиционный журналист, а позже про-президентский депутат парламента Мустафа Найем, в ноябре 2013 года рассказавший миру о Евромайдане, посчитал такое предложение вызывающим доверие.
Боевики ДНР охраняли собственность Ахметова в этом регионе на всем протяжении длящегося два года конфликта. Однако московские ставленники резко отвергли данное предложение, заявив, что к власти в Донецке пришла новая, хорошо вооруженная элита, и что если Ахметов попытается вернуться домой, он окажется в опасности. Выступающий против олигархов руководитель Луганской Народной Республики Игорь Плотницкий пригрозил арестовать Бойко, если у него появится такая возможность.
Пока непонятно, с чем связаны эти появившиеся в конце недели слухи и предположения. Возможно, «Оппозиционный блок» и Ахметов боятся потерять остатки влияния и собственности в Донбассе; а может быть, это план, разрабатывавшийся в политических кругах долгие месяцы и сейчас получивший хорошо просчитанную огласку. Но в равной мере непонятны детали этого плана, в том числе, что касается отношений между донбасскими территориями, контролируемыми повстанцами и правительством.
Тем не менее, к плану Медведчука следует отнестись со всей серьезностью, каковы бы ни были его шансы на успех. Причина в том, что это единственная надежда и последний шанс воссоединить Украину и дать ей возможность для развития и процветания. Сегодня, когда Порошенко пытается сформировать новое правительство и отсрочить выборы, «Оппозиционный блок» и Ахметов как будто предлагают ему средства для разблокирования «Минска 2», а также политическую поддержку в разрешении продолжающегося политического кризиса.
Но если Порошенко согласится воспользоваться поддержкой «Оппозиционного блока» и Ахметова во имя более важных национальных интересов, и тем самым пожертвует поддержкой своей избирательной базы, он до основания разрушит тот политический ландшафт, который сложился после Евромайдана.
Но в конечном счете решение о том, есть у плана Медведчука будущее или нет, будут принимать не норовистые ставленники России в Донбассе, а Москва. И пока неясно, продемонстрирует ли она какие-то позитивные жесты типа освобождения находящейся под арестом бывшей украинской летчицы Нади Савченко, дабы проверить перспективы и возможности плана Медведчука. Мяч сегодня на российской половине поля.
Адам Суэйн — доцент экономической географии Ноттингемского университета.