Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рутинные радости и печали одной ЧВК

© Фото : Илья ПлехановОбозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Обозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Речь пойдет об относительно небольшой компании, которая называется Patriot Group International Inc. и которая стала известной после публикаций материалов о ней в СМИ и пары громких контрактов. В 2015 году выручка составила 33 миллиона долларов. У компании есть опыт работы в 15 странах включая Ирак, Афганистан, Сомали, Ливию, Джибути, Гану, на четырех континентах.

Речь пойдет об относительно небольшой компании, которая называется Patriot Group International Inc. (PGI) и которая стала известной после публикаций материалов о ней в СМИ и пары громких контрактов. В 2015 году выручка составила 33 миллиона долларов. У компании есть опыт работы в 15 странах включая Ирак, Афганистан, Сомали, Ливию, Джибути, Гану, на четырех континентах, если верить информации на сайте. Основные заказчики — Пентагон и разведывательные организации США. Основные задачи — охрана объектов и важных персон в горячих точках, обучение местных военных, обучение американских военных, разминирование. Количество сотрудников — около 200 человек. Головной офис — в 50 милях под Вашингтоном. Потери — 1 человек убит в 2014 году (предположительно во время атаки «Аш-Шабаб» в Сомали возле аэропорта Могадишо).

Формально компания с таким именем была зарегистрирована в 2004 году, но реальная деятельность началась лишь в 2010 году, когда ветеран Грег Крэддок и его двое коллег пошли на риск, выкупили PGI на свои личные деньги и два года находились в состоянии банкротства, пока по своим старым военным связям не смогли заполучить первый принесший реальные деньги контракт.

Руководство компании поделилось с журналистами эпизодами из своей истории. В числе контрактов за прошедшие годы, например, охрана кандидата в президенты США, субподряд от Пентагона на один миллион долларов на поддержку специального подразделения, занимающегося борьбой с «асимметричными действиями» противника, анализ геополитических рисков для глобальной продуктовой компании, обучение дипломатов поведению во время боестолкновений в городских условиях, обучение киношных съемочных групп перед их командировками в опасные зоны, охрана строек в Вашингтоне по заказу разведывательных органов и многое другое.


Грег, с одной стороны, — обычный гендир. Ему надо заполучить крупных клиентов, следить за конъюнктурой на рынке, брать на работу лучших кандидатов, увеличивать прибыль, работать над проблемами роста компании, быть в курсе геополитических веяний. С другой стороны, у него свой мир, где сотрудники вооружены, находятся в зонах боевых действий, за ошибки платят жизнью, стресс у людей может сказаться в любой форме, контроль над ситуацией порой практически невозможен. Грег о своей компании говорит так: «Небольшой бизнес — это зверь, который не спит. Он требует твоего внимания и посреди ночи. В бизнесе война никогда не кончается». Когда гибнут сотрудники компании, это становится частью личного груза Грега, который принимал решения об отправке человека на тот или иной контракт.

Грегу 46 лет, он рос в Вирджинии, отец был учителем, мать работала на радио. Сам Грег любил футбол и играл в команде в колледже. В 1992 году пошел в армию по патриотическим мотивам и из желания «быть причастным к чему-то большему». В 1994 году стал армейским рейнджером. Сержант, который им командовал, кстати, теперь его бизнес-партнер. После пяти лет в армии Грег попытался устроиться в федеральные силовые структуры, но оказался никому не нужен. Он подрабатывал социальным консультантом в школе и стажером-администратором в компании по редизайну домов, пока приятель не организовал ему интервью с неназываемым силовым подразделением. Через три месяца после атаки 9/11 Грег уже находился в Афганистане. Затем был Ирак. Командировки его разочаровали. Он понял, что многие вещи по контракту опытные люди могут сделать гораздо эффективнее. Грег поработал на небольшую ЧВК, пока не решился основать собственную. На троих со своим бывшим сержантом и другим приятелем, снайпером-морпехом, они собрали 200 тысяч долларов и купили PGI, которая не вела реальную деятельность, у которой не было контрактов, но у которой была лицензия.

Дела шли из рук вон плохо. Один из провалов — почти подписанный контракт на применение собак-саперов. На свои деньги PGI привлекла 10 специализированных собак, но ни одна из них не смога унюхать взрывчатку на тестовом прогоне. Выглядело это позорно для бизнеса. Другим провалом обернулся контракт на охрану Ньюта Гингрича, кандидата в президенты США. Один из охранников компании Грега, исполняя свои обязанности и охраняя клиента, на избирательном участке сломал стопу излишне рьяному стороннику конкурента Гингрича. Был подан иск, суд его отклонил, но Грег выучил урок и с тех пор держится подальше от политиков и избирательных кампаний. В итоге от PGI отказался банк. Все шло к банкротству. Грег спустил свои пенсионные, сержант залез в свои последние сбережения. В 2012 году они все же получили контракт от разведывательного сообщества и заработали за год 800 тысяч долларов. В 2013 году компания заработала 23 миллиона и была признана одной из самых быстрорастущих частных компаний в США. В 2014 году PGI стали партнерами известной ЧВК Chenega Security & Support Solutions (CS3), которая работает с Госдепартаментом США. На днях эти партнеры стали одной из семи компаний, которые получили контракты Госдепа на 10,2 миллиарда долларов сроком на пять лет. А месяцем ранее PGI стала одной из 15 компаний, которые получили контракты на 975 миллионов долларов на поддержку контр-наркотических операций.

В этом бизнесе полно своих профессиональных причуд и моментов чистой удачи или неудачи. В 2013 году компания Грега получила часть субконтракта на обучение агентов по борьбе с наркотиками. В задачу входило обучение агентов азам слежения за наркобаронами с воздуха. Во время одного из уроков на авиабазе под Кабулом в январе 2015 года талибы, переодетые в форму афганской армии, обстреляли класс. Грегу повезло, потому что тогда никто из его компании не погиб, но во время этой атаки погибли три американских контрактора из другой ЧВК. В следующий раз сотруднику его компании банк заблокировал карточку, потому что тот находился в Ливии. Или другой сотрудник 10 часов колесил где-то в глуши в Нигерии без карт, и тут у него еще и GPS вырубился.

Сегодня компания стремится получать контракты напрямую и уйти от субконтрактов. Бизнес вырос, репутация наработана, надо развиваться дальше.

Бывает, что сотрудники зарабатывают до пяти тысяч долларов в неделю на контрактах, которые длятся от шести недель до шести месяцев. И дальше они сидят без оплаты до следующего контракта. Грег предлагает своим сотрудникам хорошую медицинскую страховку и страховку на случай инвалидности. Погибшие контракторы не прибывают на родины в завернутых в американский флаг гробах. Их хоронят без публичных почестей. Но Грег говорит себе, что сотрудники — взрослые профессионально подготовленные люди, которые сознательно делают свой выбор, идут на риск и берут на себя ответственность за свои действия. На войне гибнут. Это — серьезный бизнес.

Один из инструкторов компании PGI подытоживает: мир полон беззащитных овец, что с моральной точки зрения лучше, чем быть волком. Но овцы предпочитают верить, что в мире нет зла, и они не смогут дать злу отпор, даже если оно объявится у них на пороге. Вот поэтому есть необходимость в овчарках.