Немецкоязычные интернет-издания продолжают активно комментировать соглашение ЕС и Турции по беженцам. Читатели подвергают критике практически все аспекты этой сделки — правовой, финансовый, гуманитарный и политический. Отмечается, что именно канцлер Германии Ангела Меркель «продавила» сомнительное соглашение с Турцией, преподнеся его как важную дипломатическую победу.
По условиям соглашения, каждый «нелегальный беженец», прибывающий в Европу, будет теперь отсылаться в Турцию, а на его место присылаться один «легальный беженец» из той же Турции. Контрабандисты лишаются заработка, зато деньги получает турецкое правительство — шесть миллиардов евро вместо первоначально заявленных трех миллиардов. Противники сделки считают, что это только начало: турки будут «доить» Европу до упора.
В Турции находится около трех миллионов беженцев, но кого и по каким критериям турецкие власти будут отправлять в Европу, пока непонятно. Не исключено, что среди них будет много исламистов либо тех, кто станет играть роль «пятой колонны» Турции в европейских странах.
Турция получила обещание безвизового режима — уже с июня, если все 72 условия для этого будут выполнены. Кроме того, в ближайшие месяцы возобновятся переговоры по вступлению Турции в ЕС.
Швейцарская Neue Zuercher Zeitung пишет, что Евросоюз заключил сделку с ненадежным партнером — Эрдоганом, поскольку не смог самостоятельно разрешить кризис. С моральной и внешнеполитической точки зрения это весьма сомнительная сделка. Эрдоган проводит все более авторитарную политику, однако ЕС признал его «надежным партнером» и будет теперь вынужден закрывать глаза на нарушения прав человека в Турции. Таким образом, Евросоюз добровольно поставил себя в зависимость от Турции.
Австрийская Der Standard отмечает, что у Турции нет никакого интереса останавливать поток беженцев, и она не будет этого делать. Главная ошибка европейцев — это обмен одного «нелегального мигранта» на одного «легального». Теперь Турция будет по желанию то увеличивать, то уменьшать поток беженцев в Европу, оказывая тем самым постоянное давление, поскольку все банды контрабандистов и перевозчиков находятся под контролем турецких властей.
Немецкий Der Spiegel признает, что Европа заплатила большую цену за соглашение с Турцией. Европейцы показали, что готовы пойти на значительные уступки, лишь бы решить проблему мигрантов. При этом для всех очевидно, что осуществить этот план на практике будет сложно. Евросоюз усилил свою зависимость от Турции и ее авторитарного президента Эрдогана.
Немецкая пресса вынуждена констатировать, что Турция все больше превращается в агрессивную диктатуру. Анкара по-прежнему снабжает террористов в Сирии оружием, подавляет курдское освободительное движение и преследует независимых журналистов у себя дома. Эрдоган воспринял соглашение с ЕС как молчаливое согласие на продолжение репрессивной политики.
Напрашивается вопрос: кто в Европе будет платить Турции и принимать у себя беженцев? Совершенно очевидно, что основная нагрузка ляжет на Германию, поскольку в соглашении написано, что каждое государство ЕС будет самостоятельно определять беженскую квоту. При этом большинство стран ЕС в принципе отказывается принимать беженцев.
И, наконец, последний вопрос — как быть с альтернативными маршрутами для переброски беженцев, которые теперь неизбежно активизируются? В частности, речь идет о ливийско-итальянском маршруте, который не прекращал действовать, но после перекрытия «балканской тропы» может стать основным. Соглашение не говорит об этом ни слова.
В то время, как большинство немецких газет в духе «генеральной линии партии» выражает поддержку Ангеле Меркель и одобряет соглашение, граждане Германии чувствуют, что их опять обманули, и открыто высказывают свое несогласие. В комментариях немецких читателей, размещенных на страницах электронных СМИ, практически нет ни одного голоса в поддержку соглашения с Турцией. Отличается лишь степень неприятия — от тонкого сарказма до самых нелестных выражений.
Вот некоторые из комментариев:
«Это соглашение — грандиозный провал Меркель. В отличие от Германии, другие страны ЕС не собираются выполнять это соглашение. Эрдоган победил».
«Подозрительно быстро поставили свою подпись под документом многие страны ЕС, которые до последнего момента выступали против соглашения с Турцией. В этом еще предстоит критически разобраться. Что это за театр марионеток?»
«Мы знаем, за чей счет организован банкет. Основную часть финансовых обязательств и беженцев берет на себя Германия».
«В целом все достаточно нелогично: те же беженцы, что не попали в Германию по “балканскому маршруту”, будут возвращены в Турцию и найдут себе новые обходные тропы. В этой ситуации лишь один бенефициар — Эрдоган».
«В проигрыше — немцы, в выигрыше — Турция, получившая поддержку брюссельской бюрократии. Война в Сирии может теперь бесконечно продолжаться».
«Ни одна из стран ЕС, кроме Германии, не готова принимать беженцев. Из группы принимающих стран уже вышли Австрия и Скандинавия, о Восточной Европе речь вообще не идет. У них волосы встают дыбом при одной мысли, что массы беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока двинутся на Европу. Эта гнусная сделка с восточным деспотом не приблизила нас ни на йоту к решению проблемы. И не надо говорить о “заслугах Меркель” в достижении европейского консенсуса. Ближайшее время покажет, что произойдет: все беженцы снова устремятся в Германию»
«Для Меркель было важно “сохранить лицо”, поэтому она и пролоббировала соглашение с Турцией, но для решения беженской проблемы по сути ничего не было сделано. “Западные демократии” развязали либо активно поддержали все войны в регионе — вот где корень проблемы».
«Миллионы беженцев ничего не дадут Германии, здесь и так слишком много дешевой рабочей силы. Лучше бы фрау Меркель подумала о немецких фермерах, которые нуждаются в помощи государства. За все “широкие жесты” политиков платят немецкие налогоплательщики».
«Канцлер несет политическую ответственность, однако немецкие избиратели понесут финансовые и социальные издержки. Именно на них будет возложена вся тяжесть, так как другие страны ЕС участвовать в этом проекте не собираются».
«Теперь Эрдоган получил от ЕС лицензию на преследования курдов, демократов и журналистов. Эта сделка является также поражением демократических сил Турции. Беженцы будут жить на турецкой территории в нечеловеческих условиях, резко возрастет преступность и нищета. Турция на наших глазах превращается в «живой труп».
«Эта сделка — форменное унижение Евросоюза, который пошел на компромисс с тоталитарным режимом и президентом-антисемитом».
«Чтобы оценить нынешнее соглашение, достаточно вспомнить греческий кризис. Там тоже был достигнут компромисс при помощи Меркель. Результат? Греческий кризис до сих пор не преодолен».
«Наплыв беженцев приведет к образованию гетто в немецких городах, понижению уровня жизни, расползанию коррупции (культуры “бакшиша”), криминалитета и т.д».
«Эрдоган получил то, чего добивался: дополнительных денег, облегчения визового режима, ускоренного процесса по вступлению в ЕС. Ангела Меркель как всегда на все согласна, и, как всегда, за все платит Германия».
«В чем смысл этого соглашения? Контрабандисты выберут новый маршрут, а Турция получит свои шесть миллиардов евро и безвизовый режим с ЕС. Вместо этого было бы куда проще перекрыть греко-македонскую и турецко-болгарскую границы. Балканский маршрут стал бы бессмысленным».
«Это соглашение ухудшает ситуацию. Прибывшие по новому безвизовому режиму турки и курды останутся в Германии, их отсюда уже не выгонишь. Они спрячутся у родственников, будут работать «по-черному». Эрдоган подложил Германии «кукушкино яйцо».
«Кто проверит контингент беженцев, которых будет отбирать Эрдоган для отправки в Германию? Ясно, что Турция будет избавляться от нежелательных лиц».
«Эта сделка заключена исключительно между Меркель и Эрдоганом. Другие страны ЕС не приняли на себя никаких обязательств. Ведь в соглашении прописано, что они будут принимать беженцев абсолютно добровольно. Это означает, что все беженцы рванут в Германию».
«Чтобы не принимать на себя всю ответственность, эта “канцлерша беженцев” продала Турции не только Германию, но и всю Европу оптом. Легко представить, какой вопль поднимется, когда Эрдоган, получив безвизовый режим, начнет сплавлять курдов в Европу».
«Меркель продает всех и вся ради сохранения власти. Она заключила пакт с восточным деспотом, инвестируя немецкие миллиарды, чтобы обеспечить свой “успех”. Она попросту предала европейские ценности».
«Меркель продала душу Европы мерзкому диктатору, лишь бы спасти свою шкуру. Это начало конца ЕС. Мне стыдно за это объединение. Пора остановить эту женщину, иначе все немцы пойдут голосовать за AfD — “Альтернативу для Германии”».
«Это соглашение подрывает доверие к Европе. Сперва уступки Великобритании за счет бедных стран Европы, теперь — Турции. Европейские страны проявили близорукость, подписавшись под соглашением. Что из этого выйдет?»
«Политика Меркель ведет к поляризации Германии, к активизации ультраправых сил. Шаблонные принципы “меркельской политики” ведут к затуханию общественного диалога, удушению свободной мысли».
«Как всегда, решение принято недемократически, в обход парламента. Канцлерша ведет себя совершенно «нетранспарентно», она заключает договора с жуликами и привлекает при этом подписи европейских партнеров. Платить за это будут граждане Европы.
«Меркель выбрала наихудший вариант. Ей достаточно было установить верхний потолок для приема беженцев, и все вошло бы в нормальное русло. Или — пойти по австралийскому пути (репатриации беженцев). Вместо нее решение приняли Австрия и балканские страны, которые перекрыли беженскую тропу. Своим безответственным поведением Меркель разрушает Германию и Европу в целом».
Приведенные комментарии были опубликованы после саммита ЕС в Брюсселе. Вообще с того момента, как беженский кризис вступил в острую фазу в сентябре 2015 года, основные интернет-издания Германии закрыли форумы на эту тему, чтобы не разжигать «ксенофобских настроений». В отличие от Германии, австрийские электронные СМИ продолжали давать платформу для читательских мнений по вопросу беженцев. Это невольно наталкивает на мысль, что открытой общественной дискуссии на эту острую тему в Германии давно не ведется. Показательной стала реакция немецких СМИ на бесчинства мигрантов в Кельне, случившиеся в новогоднюю ночь. Как пресса, так и телевидение Германии сообщили о случившемся лишь через несколько дней — под давлением неопровержимых фактов.