Пекин, 19 марта /Синьхуа/ — Пять лет назад на Среднем Востоке у людей была крыша над головой и свое дело. Сегодня сразу несколько стран региона объяты хаосом и волнениями.
Падение из рая в бездну ада за пять лет пережил древний сирийский город Хомс, подобная ситуация уже стала типичной и наблюдается во множестве ближневосточных стран.
Пять лет назад под прикрытием так называемых «демократии», «прав человека» и других западных ценностей волна цунами «арабской весны», зародившись в Тунисе, захлестнула многие страны Западной Азии и Северной Африки. Пять лет спустя от «арабской весны» не только не веет весенним теплом, напротив, могильный холод окутал ранее сравнительно богатые страны, принеся хаос и опустошение на их земли.
Бесконечные жертвы
В течение последних пяти лет в Тунисе наблюдается бесконечная череда смены власти, экономический рост несколько лет подряд находится ниже отметки в 1%, а более 270 тысяч студентов не могут найти работу.
В результате продолжающейся гражданской войны в Йемене более 6 тысяч человек числятся погибшими, 2,7 миллионов человек остались без крова.
Продолжительные волнения затруднили экономическое развитие Египта, уровень безработицы достиг 13%, серьезный удар нанесен туристической отрасли.
В Ливии наблюдается усиление власти военных клик. Страна, которая ранее являлась «государством всеобщего благосостояния», сейчас превратилась в «райский сад» для террористических и экстремистских организаций.
Что касается Сирии, то пятилетняя гражданская война уже привела к гибели примерно 250 тысяч и к ранениям более чем миллиона человек. Наряду с этим еще более 6,5 миллионов человек остались без крова, и примерно 4,5 миллионов человек бежали из данной страны в поисках убежища. Сегодня соглашение о примирении остается хрупким, и перспектива страны якобы неясна.
За этими холодными цифрами скрываются бесчисленные страдания и горе огромного множества людей.
Когда 4-летняя дочка Омара увидела продукты питания и воду в лагере для беженцев, первой ее фразой стало: «Папа, мы попали в рай?»… Полтора года в зоне боев между правительственными войсками и оппозиционными вооруженными группировками стерли в памяти девочки воспоминания о нормальной жизни.
Абдул Рахим, спасающийся от террористов и укрывающийся в ливийской столице Триполи вместе со своими семью детьми, влачит жалкое существование в лагере беженцев. «Мне уже не вернуться домой… Я нашел несколько работ. Очень устаю, но все равно не могу обеспечить основные жизненные потребности детей», — рассказывает он.
В греческой столице Афинах 50-летняя Мамади уже утратила всяческую надежду. До войны в Сирии она ни в чем не нуждалась. Она пережила разорение и гибель всей семьи, израсходовав все сбережения, она теперь живет под чужим кровом. Помня о гибели собственной семьи из-за войны, она уже не надеется увидеть мир при своей жизни.
Пять лет с момента начала «арабской весны» в некоторых странах и районах Среднего Востока царит хаос и беспорядок. При этом ирония заключается в том, что «побочным эффектом» всех ужасов войны является наплыв нескольких сотен тысяч беженцев в западные страны, которые ранее поддержали так называемые «демократические революции» в ближневосточных странах. Самая большая волна наплыва беженцев в Европу с начала Второй Мировой Войны наносит удар по безопасности, культуре, экономике и процессу интеграции Европы.
Правдивая ложь
После того как «арабская весна» поразила многие ближневосточные страны, бывшая госсекретарем США Хиллари Клинтон отметила, что США должны продолжать поддерживать демократию на Среднем Востоке, даже несмотря на вспышки насилия. По ее словам, отношение Вашингтона к молодым демократиям, пережившим «арабскую весну», не должно измениться после «актов насилия, совершенных немногочисленными экстремистами».
Пять лет спустя Средний Восток по-прежнему блуждает во тьме и вряд ли увидит луч света безопасности. Западные страны рассматривают кровопролитие на Среднем Востоке как неотъемлемую часть пути к окончательной стабильности, а демократию — чудодейственной панацеей для решения всех трудных ситуаций. Именно западные СМИ назвали беспорядки на Среднем Востоке поэтичным словом «весна».
Директор французского центра информации Эрик Дэнетор считает, что «арабская весна» не была случайной, так как большинство из тех стран, где произошли «революции», были бедными, люди часто выходили на демонстрации, а правительства были не способны управлять государством. Ведущие западные страны воспользовались ситуацией в этих странах для смены власти в угоду собственным интересам.
Еще в начале 2004 года американское правительство по окончании иракской войны выдвинуло план о «демократической» перестройке «недемократических» стран в Западной Азии, Северной Африке и Центральной Азии, чтобы соблюсти стратегические интересы США в вышеуказанных регионах и укрепить ведущий статус США в мире.
После вспышки «арабской весны» западные СМИ поспешили навесить на них ярлык «народных революций». После того как внутренним силам не удавалось сместить власть, как того ожидали на Западе, правительства некоторых западных стран не удержались от политического и военного вмешательства в дела ближневосточных государств.
Западные страны под предлогом «гуманитарного вмешательства» установили бесполетную зону над Ливией и ввели санкции против властей Муаммара Каддафи, после чего начали наносить удары и в конце концов добились смены власти.
В Сирии западные страны с одной стороны потребовали от президента Сирии Башара Асада уйти от власти, а с другой стороны поддержали сирийскую оппозицию, что привело к ослаблению контроля правительства над ситуацией. Экстремистская группировка «Исламское государство» воспользовалась случаем и набрала силу на территории Сирии.
Некоторые аналитики со ссылкой на слова бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера в книге «Дипломатия» отметили, что США считают себя «центром всего мира» и хотят навязывать народам других стран «американскую демократию».
Но это далеко не факт. Известный американский политический аналитик и лингвист Ноам Хомский искренно отметил: «Мы последовательно противостоим демократии, если не можем контролировать ее результаты. Таков подход Запада к этому вопросу».
Президент РФ Владимир Путин в авторской статье «Россия и меняющийся мир» со всей прямотой заявил: «Получается так, что в странах, непосредственно прошедших через „арабскую весну“, как ранее в Ираке, российские компании теряют наработанные десятилетиями позиции на местных рынках, лишаются довольно крупных коммерческих контрактов. А освободившиеся ниши заполняются экономическими операторами тех самых государств, которые приложили руку к смене правящих режимов».
Вспыхнувшая искрой надежда для Среднего Востока оказалась всего лишь ложью.
Думы о минувшем
«По сравнению с положением до „арабской весны“, сегодняшний Средний Восток полон нестабильности и лишен всяческой надежды. Пять лет назад лидеры региона были свободными людьми, одетыми в грубую ткань и держащими в руках смартфоны. Однако сегодня на первый план вышли джихадисты с оружием и беженцы», писала американская газета «Уолл-стрит джорнэл» на своих страницах в декабре прошлого года.
Что принесла «арабская весна» Среднему Востоку и миру? Сегодня таким вопросом задаются и западные СМИ. Они никак не могут понять, почему те страны, в которых произошла «народная революция», превратились в государства-поставщики «экстремистов»?
В 2013 году американский Pew research center провел опрос общественного мнения в Тунисе. Как показали итоги опроса, 81% людей отметил, что после «арабской весны» страна развивается в ошибочном направлении, 52% опрошенных указали, что ситуация в стране стала намного хуже по сравнению со временем правления свергнутого президента.
Политический аналитик Сирии Махир Ихсан отметил, что «арабская весна», на которую западные СМИ наклеили ярлыки демократии и свободы, не принесла арабским странам ни того, ни другого, напротив, она лишь породила хаос, насилие, терроризм и гуманитарный кризис.
Протрезвление от демократического угара
Необходимо признать, что в некоторых ближневосточных странах действительно было множество проблем, и требовались реформы. Однако по ряду исторических причин и текущих противоречий, осуществление экономической, политической и социальной модернизации в этих странах в краткие сроки является отнюдь не самой простой задачей.
«„Арабская весна“ ничего для нас не значит. Будь она весной, зимой или осенью… Нам все равно. Однако одно можно сказать точно: страны, переживающие социальные потрясения, обязательно придут к новой стабильности», — так размышлял еще при жизни Сауд Аль-Фейсал Аль Сауд, который в течение 40 лет занимал пост министра иностранных дел Саудовской Аравии.
Профессор Сингапурского государственного университета Чжэн Юннян отметил, что «импортные идеи» не способны объяснять и не могут быть поставлены во главе местной практики. Западные страны под предводительством США после того, как подтолкнули население ближневосточных стран к совершению «революций» и свержению властей, не нашли и не намерены искать путей для коренного решения вопросов экономического развития и улучшения жизни народа в этих странах.
Путь развития Среднего Востока должен только определяться народами ближневосточных стран в соответствии со своей историей, культурными традициями и уровнем социально-экономического развития.
Добрые люди всего мира надеются, что спустя пять лет с момента начала кризиса страны Среднего Востока смогут как можно раньше из тупика и вернуться к развитию.