Представьте, что вы гуляете со знакомым по огромному базару в Стамбуле. Ваш знакомый видит красивый ковер, который ему очень нравится. Торговец просит за ковер 300 евро, и ваш знакомый сразу же соглашается. Вы смотрите на него с удивлением, но он остается невозмутимым. Торговец подает вам чашку чая, чтобы завершить сделку и внезапно заявляет, что 300 евро — слишком мало, требуя еще 300. Ваш знакомый вновь соглашается. Мало того: на обратном пути в гостиницу он говорит, какая это выгодная покупка и вообще большой успех. Звучит абсурдно? Но именно в этом состоит соглашение, которое в пятницу на саммите в Брюсселе заключил с Турцией Европейский Союз.
Турция примет тех иммигрантов, которые добрались до Европы, взамен ЕС примет сирийских беженцев из турецких лагерей по принципу «одного на одного». То есть, если Турция развернет лодку с 20 мигрантами, взамен 20 сирийцев полетят самолетом прямо в Берлин. Там они получат новые документы, разрешение на пребывание, медицинскую страховку, шенгенскую визу и доступ к социальным льготам. Количество мигрантов таким образом не уменьшится, нелегальная миграция просто будет превращена в легальную. А Турцию вознаградят (6 миллиардами евро) за что-то, что она должна делать даром: то есть охранять свои границы и не пропускать людей без документов и виз.
Анкара взяла на себя такое обязательство уже в ноябре прошлого года. За это обещание она получила 3 миллиарда евро, но не сдержала его: в январе и феврале до греческих островов добралось рекордное количество мигрантов. Несмотря на это туркам удалось выпросить у ЕС еще 3 миллиарда. Эрдогану стоит выпустить книгу под названием «Как ни за что получить 6 миллиардов». Следует также отметить, что Турция сама несет часть ответственности за миграционный кризис. Своими безжалостными бомбардировками курдских позиций в Сирии она заставила бежать в Европу тысячи людей. А та как будто этого не замечает. Немецкий координатор по делам беженцев Петер Альтмайер (Peter Altmaier) заявил на саммите, что «Турция — более европейская страна, чем некоторые государства ЕС».
Но скоро Европа убедится, что торговец коврами из Анкары ее обманул. Эрдоган заинтересован в том, чтобы миграционная волна не ослабела. Чем больше мигрантов попадет в Грецию, тем больше сирийских беженцев придется Европе забрать у Турции, а их там — 2,8 миллиона. А среди них наверняка есть боевики ИГИЛ. Так что заключенное в пятницу соглашение решает только миграционные проблемы Турции, а не Европы. Что сделает Эрдоган с возвращаемыми в Турцию мигрантами из Афганистана, Ирака или Ирана? Их ЕС контролировать не будет. Турки могут отправить их в страны происхождения или оставить на произвол судьбы на улицах Измира и Стамбула.
В таком случае они будут пытаться снова добраться до Европы, пока не добьются успеха. Это торговля людьми в ее худшем виде. Вдобавок турецкое руководство, как пишут местные СМИ, ожидает, что ЕС не выполнит своих обещаний, и поэтому оно готовит стратегию перековки провала в успех. Это означает месть за «предательство Европы». Вся сделка, за которую немецкая пресса так хвалит Меркель, оборачивается одной огромной иллюзией.
Турции просто переуступили ответственность за прием большей части мигрантов с Ближнего и Среднего Востока. Это политический «аутсорсинг» самого плохого сорта. К этому добавляется либерализация визового режима для граждан Турции. Сложно поверить, что Меркель и Ко настолько глупы. Это приведет к наплыву в Европу экономических мигрантов с шенгенскими визами. Эрдоган избавится от двух групп, которые сильнее всего мешают ему строить новый светлый Султанат: бедняков из Анатолии и курдов. Ведь турецкая операция против курдов не ограничивается Сирией: она коснулась также курдских городов на турецкой территории. Джизре и Диярбакыр уже практически стерты с лица земли. А курдов в Турции — несколько миллионов.
Немецкий криминолог Кристиан Пфайфер (Christian Pfeiffer) предупреждает: заключенный в Брюсселе договор означает, что «летом в Европу приедут миллионы экономических иммигрантов с туристическими визами и останутся там». По его мнению, их будет больше, чем могло бы приехать мигрантов из Северной Африки и с Ближнего Востока. «Они распространятся по Европе, и мы ничего не сможем с этим поделать», — добавляет Пфайфер.
Вместо того, чтобы требовать от Эрдогана соблюдения основных принципов, хотя бы охраны границ (что он и так должен делать), Европа позволила обмануть себя, как ребенка. Следующая проблема — это Греция, у которой нет возможности регистрировать добирающихся до нее мигрантов. А это необходимо, чтобы отсылать их в Турцию. Заключенное с Турцией соглашение вступило в силу (по крайней мере, теоретически) сегодня утром. На деле царит полный хаос. Чтобы весь этот процесс мог функционировать, Греции пришлось бы за несколько дней превратиться в Голландию. А это, разумеется, невозможно. Ей недостает тысяч чиновников и полицейских, и где их взять — непонятно.
Кроме того, мигранты не обращают внимания на европейско-турецкое соглашение и призывы Дональда Туска (Donald Tusk) не приезжать в Европу. Сегодня утром очередные лодки оказались у греческого острова Лесбос. В среднем приплывает три лодки в час. Один из вновь прибывших сирийцев, как пишет газета Die Welt, сказал, что новые правила его не волнуют, и он надеется добраться до Дании, где планирует начать новую жизнь. Другие мигранты тоже заявили, что знают о соглашении между ЕС и Турцией, но собираются его игнорировать. Похоже выглядит ситуация в греческой деревне Идомени, где десятки тысяч мигрантов живут в грязи и пытаются заставить открыть для них границу с Македонией и балканский путь. Другие уже переориентировались на Болгарию и Албанию, откуда плывут в Италию. Итальянские власти готовятся к «массовому наплыву беженцев». Летом хлынет новая волна из Ливии. Открытие новых путей миграции означает новый доход для контрабандистов. Бесчеловечный бизнес продолжает работать.
Заключив балансирующий на грани законности договор с Турцией, Евросоюз ничего не добился: ни уменьшения числа беженцев, ни завершения гуманитарного кризиса у своих южных границ, но при этом растерял остатки своего авторитета.