Если подтвердится версия о том, что взрывы в Брюсселе являются террористическими актами, что весьма вероятно, мы должны отложить в сторону политкорректность и подвергнуть происшедшее хладнокровному анализу, чтобы сделать серьезные выводы и предпринять реальные шаги по борьбе с этой чумой.
Комментируя минувшие события на телеканале SIC Notícias, Нуну Ружейру (Nuno Rogeiro) сказал, что «теракт в бельгийской столице лишь несколько дней спустя после успешного ареста Салаха Абдеслама в Брюсселе стал для Европы ледяным душем».
Вот почему главный посыл террористов — «будем действовать, где и когда захотим» — ясен и означает, что граждане Европы уже не могут чувствовать себя в безопасности даже в своем собственном доме, будь то в гостиной, ванной или спальне.
После такой неописуемой дерзости и наглости со стороны боевиков лидеры ЕС снова вернутся к обещаниям «сделать все, чтобы защитить наш дом, наши принципы и т. д. и т. п.», тысячи людей выйдут на улицы в знак осуждения терроризма, а потом все успокоятся до следующего теракта. И так до бесконечности…
Я не сомневаюсь в том, что лидеры европейских стран принимают дополнительные меры по борьбе с терроризмом, но проблема в том, что нет никаких видимых результатов. Конечно, они могут сказать нам, что благодаря всем предпринятым мерам предотвратили большее число запланированных терактов.
Только для граждан Европы это слабое утешение. Мы живем в эпоху войны нового типа, без боевых фронтов, где действует невидимый или скрытый враг, но должны осознавать, что это действительно война, и чтобы ее выиграть, нам следует также искать новые способы борьбы. И здесь очевидно, что воздушные бомбардировки — не самый лучший из них, необходимо пересмотреть тактику и стратегию.
Важно отметить, что теракты чаще происходят в тех европейских странах и городах, где имеются многочисленные мусульманские общины, и это следует принимать во внимание в организации борьбы с терроризмом.
Было большой ошибкой сосредоточить эти общины в гетто на окраинах крупных городов, мало что было сделано для интеграции этих людей. Теперь не остается ничего кроме долгой и дорогостоящей работы по отделению зерен от плевел, чтобы позволить первым прорасти и чувствовать себя как дома, а не на враждебной территории. Здесь очень важна роль вышедших из этой среды общественных деятелей, которые могли бы распространить в массах мысль о том, что противостояние с другими сообществами и терроризм только ухудшают и без того трудную жизнь наиболее бедствующих мусульман.
В этом контексте также необходимо перестать наконец цитировать фразы, которые Вольтер не произносил, и запретить радикалам использовать мечети, интернет и другие средства коммуникации для пропаганды своих идей. Свобода выражения мнений имеет свои пределы, и безопасность граждан, помимо уважения к свободе других — один из них.
На глобальном уровне непосредственное участие в решении этих вопросов обязаны принять мировые державы, поскольку они несут ответственность за уничтожение государственных структур, пусть и архаичных, но служивших сдерживанию терроризма, и за создание вакуумов, быстро заполненных радикальными силами. Напомню лишь о вторжении Советского Союза в Афганистан в 1979 году или вторжении в Ирак США в 2003 году.
Более того, мировые державы так и не потрудились оказать поддержку развитию умеренных мусульманских режимов. Для СССР главная цель заключалась в том, чтобы лидеры страны заговорили о своих намерениях построить социализм, а Соединенные Штаты и Европу интересовала только своевременная доставка углеводородов. Иными словами, холодная война оставила здесь свой след. Если подобного рода политика продолжится (а пока что ей следуют все вовлеченные в конфликт внешние силы), ситуация с терроризмом, особенно в Европе, обострится.
Эта проблема тесно связана с волнами беженцев в Европе. Помимо неотложных политических и гуманитарных мер необходимо также внести свой вклад в разрешение конфликтов, вызывающих потоки перемещенных лиц. Без обеспечения минимальной стабильности на Ближнем Востоке, а факт в том, что пока все идет в противоположном направлении, невозможно будет залечить эту рану. В данной области Европейский союз продемонстрировал свою почти полную беспомощность.
Поэтому чрезвычайно важно всем вместе принять серьезные меры по борьбе с общим врагом. Одна из наиболее эффективных состоит в том, чтобы перекрыть каналы финансирования террористов. Создание подобного рода сетей стоит недешево и возможно только при серьезной финансовой подпитке. Если Запад контролирует наиболее значительную часть этого капитала, следует прибегнуть к существующим правовым механизмам, чтобы иссушить этот источник.
И здесь мы возвращаемся к важности борьбы с коррупцией на мировом уровне. Многие из этих финансовых потоков существуют только по той причине, что есть банкиры, бизнесмены, политики и прочие коррупционеры, которые в обмен на миллионы способны поставить под угрозу безопасность собственных соотечественников. Они не могут чувствовать себя безнаказанными и не в праве думать, что все происходит только с другими, а они тут главные хозяева.
Борьба с коррупцией должна осуществляться на всех уровнях: в сфере подделки документов, разрешения на передвижения преступников под прикрытием Visa Gold, видов на жительство и т. д., предоставляемых по нечетким схемам, а иногда и просто за деньги.
И даже на самом базовом уровне. Например, чрезвычайно важно было бы знать, как террористы с бомбами и оружием проникают в аэропорты, метро и т. д. И это в городе, который уже несколько недель находится в режиме повышенной безопасности.
Разумеется, к наиболее срочным мерам относится подкрепление служб безопасности и максимальная активизация национальной и международной разведки. Преступление — экономить средства на безопасности граждан, службы безопасности обязаны располагать персоналом и оборудованием, способными в высшей степени эффективно бороться с одним из бичей XXI века. Сегодня вести борьбу с терроризмом невозможно, если в службах безопасности, например, нет агентов, говорящих на арабском, персидском и т. д., и имеющих четкое представление о ситуации на местах. Времена дилетантизма и теории безвозвратно прошли.
Думаю, что к этому списку предложений можно еще многое добавить, но главное в том, чтобы европейские граждане осознали, что переживают период наибольшей со времен Второй мировой войны уязвимости и что несчастья происходят не только с соседом. Нет, под прицелом именно наши принципы, наш образ жизни, наша свобода. И касается это как правых, так и левых.