Прямое российское военное вмешательство в Сирию вызвало много вопросов и разных реакций со стороны мирового сообщества. Очевидно, что Россия пришла в регион защитить свои стратегические интересы любым способом, даже если для этого ей потребовалось бы спуститься на поле боя и применить всю свою военную мощь.
«Арабская весна» и ее последствия заставили Россию изменить свое отношение к событиям, происходящим в регионе. Она поняла, что не может допустить повторения «американкой уловки», на которую поддалась с Ливией. Российское руководство осознает, что, доверившись американцам, Россия полностью потеряла возможность контролировать происходящее в Ливии. Она освободила путь для Запада, позволив ему и политически, и экономически использовать Ливию в своих целях.
Россия с особой осторожностью рассматривает любые инициативы Запада в отношении Сирии, поскольку не хочет повторить ошибку, которой она не смогла избежать в Ливии. Вмешавшись в сирийскую войну, Москва полностью контролировала ход событий в стране.
Если смотреть с точки зрения стратегической важности, то российское военное вмешательство в первую очередь объясняется целью сохранить свои интересы в Сирии и в регионе Средиземного моря, а не желанием удовлетворить свои имперские амбиции, как полагают некоторые. Россия пришла в регион, чтобы защитить то немногое, что осталось от ее былого влияния, а никак не с целью осуществить имперскую экспансию и распространить свою гегемонию на новых политических пространствах.
Большинство российских экспертов полагают, что если бы Россия не приняла решение вмешаться в конфликт на Ближнем Востоке, она неизбежно понесла бы и политические, и стратегические потери не только в Сирии, но и во всем Средиземноморском регионе.
Таким образом, несмотря на то, что российская операция имела наступательную форму, по сути своей она объясняется страхом русских потерять возможность контролировать события в регионе, что могло негативно сказаться на внешнеполитических интересах страны.
Ни для кого не секрет, что российское вмешательство совпало с ослаблением американского влияния в регионе и нерешительностью американской администрации в отношении сирийского досье. Совершенно очевидно, что такое поведение США связано с их позицией в отношении арабо-израильского (сионистского) конфликта, тогда как продолжение разрушения и истощения Сирии — в интересах сионистского образования.
США поняли, что внутренний сирийский конфликт — благоприятная почва для того, чтобы Сирия исчезла из регионального баланса сил в качестве основного игрока. Это даст возможность для реализации любых планов в отношении Ближневосточного региона. Поэтому США не спешат решать сирийскую проблему, о чем говорит и тот факт, что американская администрация проявляет военную и политическую нерешительность, предпочитая действовать с позиции «тихого огня».
На фоне невнятной политики США русские, остерегаясь повторения Ливии, предпринимают решительные меры, чтобы защитить свои интересы и свое влияние в регионе. Таким образом, прямое военное вмешательство в Сирию было единственным шансом для России, который помог ей избежать провала своей внешней политики в регионе.
Более того, русские отчетливо понимали, что если дать возможность вооруженным группировкам осуществить задуманное в Сирии — взять под контроль большую часть территории страны, это неизбежно приведет к тому, что опасность подойдет вплотную к границам России или даже проникнет вглубь страны.
Таким образом, можно выделить следующие основные цели российского вмешательства:
— сохранение своего влияния и защита стратегических интересов страны;
— борьба с терроризмом и вооруженными группировками с целью пресечь их попытки закрепиться в Сирии и воспрепятствовать тем самым переходу военного конфликта на территорию России.
Таким образом, любой политический или военный план по свержению политического режима в Сирии воспринимается Россией как угроза ее интересам. Нет сомнения, что она будет отстаивать свои позиции всеми возможными способами: от политических до военных.
Определенно, успех России в Сирии оживит ее надежды и политические амбиции, обеспечит ей крепкий фундамент, позволяющий играть основную роль и влиять на происходящее в арабском регионе. Более того нерешительная политика США дает России возможность строить все новые планы. Многие из них были озвучены в рамках Валдайского дискуссионного клуба, в котором приняли участие лучшие специалисты в этой области.
Россия не скрывает своих намерений, она открыто заявляет, что попытка найти реальное решение сирийской проблеме может дать возможность урегулировать другие проблемы и трудности, с которыми сталкивается не только регион, но и весь мир. Один из экспертов Валдайского клуба Андрей Быстрицкий высказал мнение, что «сценарий сирийского урегулирования сформирует модель для других процессов урегулирования кризисных ситуаций в регионе и в мире».
В свете сказанного становится очевидно, что Россия сегодня имеет множество возможностей в регионе, однако успех их реализации зависит напрямую от того, добьется ли она успеха в Сирии, а если точнее, будет ли найдено приемлемое решение, удовлетворяющее все стороны конфликта.