Тинтин и Милу, встречающие гостей Брюсселя в аэропорту, погрузились в траур. Разрушенный Атомиум в бельгийской столице замаран кровью, а знаменитый «Писающий мальчик» направляет свою струю на скрывающихся в окрестностях террористов и бомбы с зажженными бикфордовыми шнурами. Теракты в Брюсселе произвели на людей неизгладимое впечатление.
Многие выражают свою солидарность с жертвами с помощью соответствующих символов в социальных сетях. Однако некоторые пользователи видят повод для критики: так, например, за брюссельских жертв, по их мнению, молятся более активно, чем за жертв терактов, например, в Стамбуле. В этой связи возникает вопрос: неужели траур чего-то стоит, только когда находит выражение в виртуальном пространстве?
Новые формы выражения траура
Культура проявления сочувствия и траура в последние годы серьезно изменилась, обращает внимание профессор Католического университета в Эйхштетте-Ингольштадте (Eichstätt-Ingolstadt) Юрген Бэрш (Jürgen Bärsch). В первую очередь, это касается выражения сочувствия в социальных сетях или видеоблогах, где можно, например, зажечь виртуальные свечи в память о погибших и т. д.
О том, что траур в интернете имеет большое значение для пользователей, свидетельствует тенденция в Twitter. Хэштэги #PrayForBelgium и #JeSuisBruxelles стали наиболее часто используемыми в этой социальной сети. А после терактов в Стамбуле в минувшие выходные многие пользователи пользовались хэштэгами #prayforistanbul.
Выражение сочувствия в интернете важнее реального участия
По мнению психолога Ларса Аллолио-Некке (Lars Allolio-Näcke) из Эрлангена (Erlangen), специализирующего на темах культуры и религии, выражение траура в соцсетях для многих является своеобразной «стратегией по очистке совести» — они выражают свое сочувствие именно таким образом, но при этом им даже в голову не придет лично отправиться на место происшествия. В первую очередь, это касается молодых людей, которые понятия не имеют о реальном проявлении участия — для них важнее выказать сочувствие в Facebook, поставив в нужном месте «лайк».
При этом, похоже, разгорается своеобразная конкуренция: после терактов некоторые пользователи Facebook и Twitter обратили внимание, что погибшие при взрывах в Стамбуле не удостоились такого же внимания, какого удостоились брюссельские жертвы. «Разве было нечто вроде #prayforankara или #prayforistanbul?» — вопрошал один юзер Twitter. «#prayingforistanbul („молюсьЗаСтамбул“) — как насчет этого?» — прокомментировал ситуацию другой пользователь в Facebook.
Слишком мало внимания
Аллолио-Некке известен этот феномен. По его словам, он часто общается с мусульманами, которые говорят, что в Германии слишком мало внимания уделяется событиям за пределами Европы, в частности, в классических СМИ. При этом они привычны к тому, что масс-медиа из их собственного культурного круга, которые они отслеживают, уже будучи в Германии, гораздо более подробно пишут об этом.
Кроме того, немецкие СМИ настроены очень критически, отмечает Аллолио-Некке. Так, через несколько дней после теракта в Стамбуле в начале года они, к примеру, подвергли сомнению информацию турецкого руководства по поводу лиц, ответственных за взрыв. После терактов в западных странах подобных вопросов никто не задает.
«Мусульмане ощущают себя людьми второго сорта», — считает Аллолио-Некке. Кроме того, они ощущают беспомощность, когда видят, что происходит в странах вроде Турции или Египта, к которым они по-прежнему испытывают привязанность.
Этот феномен известен и западным пользователями интернета. Психологи говорят в таких случаях о «когнитивной географии»: связь с неким событием становится тем теснее, чем больше общего человек ощущает с живущими к том или ином месте людьми.
Однако в одном все люди после таких терактов, какие случились в Брюсселе или Стамбуле, едины: «Они ощущают собственное бессилие», говорит психолог. И тем важнее для них проявления сочувствия в интернете. Тем самым у них возникает ощущение коллективного сострадания.