«Кто преуспел в военном деле, подчиняет чужие армии, не вступая в битву, захватывает чужие города, не осаждая их, и разрушает чужие государства без продолжительного сражения»
Сунь-Цзы, Искусство войны
Эта цитата классика гибридной войны Сунь-Цзы как нельзя лучше объясняет логику событий в Крыму и на Донбассе 14-15 годов.
Весной 14-го года я написал статью, она называлась «Прошу открыть украинский информационный фронт против путинского режима» и посвящалась прошедшему накануне крымскому референдуму.
До референдума на Донбассе оставалось полтора месяца. Несмотря на буйство «русской весны» на площадях Донецка и Луганска, в тот момент ещё оставалась надежда, что Украина сможет избежать худшего.
Идея и призыв той статьи — в экстренном порядке показать забубенному, зазомбированному населению Донбасса настоящую Россию. Не ту, лубочно-открыточную, которой его пичкала российская пропаганда с Олимпиадой и гламурной Москвой.
А настоящую — с кровью, болью и чудовищной несправедливостью. Расчет был на то, что простой донецкий работяга, редко выезжающий за пределы своего региона и представлявший РФ как некое подобие мифического СССР — большую, справедливую страну, которая всех накормит и защитит, — осознает реальную перспективу столкнуться с российскими реалиями у себя дома и ужаснется.
Просто? Банально? Возможно. Но как говорится, клин клином вышибает. Дончан, как и луганчан, надо было банально ИСПУГАТЬ. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Благо прожил с этими людьми бок о бок четыре десятка лет.
Грамотная, спланированная информационная компания — вот, что нужно было Донбассу весной 14-го.
Просто представьте, если бы «Українські сенсації», «Секретні матеріали», «Гражданская оборона» c разоблачительными фильмами о реальной России появились на экранах Донецка и Луганска сразу после крымских событий.
Но это не все. Чтобы подстегнуть события, нами был разработан дерзкий план, в реальность которого, верил я да ещё несколько смельчаков. Однако….
Мой призыв к властьимущим показать объективную картинку, поездки в Киев, встречи, переговоры, терпеливые объяснения не были услышаны. Через два месяца в стране должны были пройти выборы президента, и моим собеседникам было не до Донбасса. Когда-нибудь я расскажу в лицах и подробностях о тех событиях. Когда-нибудь потом.
Все хорошо, что вовремя. Лишенные поддержки до 11 мая — даты назначенного сепаратистами референдума мы не успели ничего сделать. А затем случилось то, что случилось.
***
С тех пор мало что изменилось. Как и тогда в 14-том в киевских кабинетах нет понимания, что и как делать с Донбассом. Как и тогда, мысли политиков заняты выборами. Между тем, Украина все глубже вязнет в проблеме оккупированных территорий.
«Что делать?— скажете вы. — Мы и без тебя знаем, что все плохо!».
Для начала нужно выйти из кремлевской логики.
Давайте немножко отойдем от думанья сегодняшним днем, и порассуждаем об общей логике процесса. Как все началось?
До марта 14-го все шло своим революционным чередом. После героической победы Майдана, оплаченной бессмертным подвигом «Небесной сотни», киевских ночей в огне и дыму страна пребывала в эйфории.
Мы все были уверены, что самое трудное, самое страшное позади. Теперь не без трудностей, но мы наладим новую жизнь. И тут случился Крым, а дальше все начало ломаться.
***
По сути, начиная с крымских событий, Кремль ломает украинский сценарий и начинает активно конструировать свою, новую реальность. Реальность войны и ненависти. И тут, внимание, другие с энтузиазмом включаются в эту игру!
Вы уверены, что хотите соревноваться в ненависти с РФ? А между тем, сама того не сознавая, Украина именно этим и занимается последние два года.
На сегодня в предложенной Кремлем логике гибридной войны играют все игроки. Это цельная программа, которая плохо поддается корректировке. Метко выразился Роман Бессмерный в одном из эфиров «и одну и другую сторону (Киев и „Л-ДНР“ — авт.) ведет третья сторона — Россия».
Принципиально откорректировать эту программу нельзя. Ее можно только заменить новой. Из этого следует, что сейчас возможны только тактические победы, но не более. Невозможно победить по крупному, не поставив под сомнение основной сценарий.
Найдутся те, кто скажет, что играя на Минских соглашениях, Киев делает свою игру. Ах, если бы!
В рамках навязанной логики все варианты просчитываются, и в конце каждого Украину ждет ловушка. Нам расставляют силки, отрезая пути для отхода и постепенно сужая территорию для маневра.
Примеры? Вспомните новостную ленту последних месяцев — референдум в Нидерландах, гастроли по Европе печально известного фильма Морейры, заявление глав итальянского и венгерского МИД о предстоящей дискуссии вокруг целесообразности дальнейшего продления санкций, дедлайн по выборам на Донбассе от наших западных партнеров, тихий бунт немецкого бизнеса и визит в Москву баварского премьера, такой же визит премьер-министра Венгрии Орбана и уверение, что больше Европа не будет автоматически продлять санкции против РФ.
Кто смотрел, наверняка заметил, как Путин на этих словах одобрительно кивнул. Таких кивков и демаршей будет все больше и больше. Шаг за шагом нам будут отрезать пространство для маневра. Жизненное пространство.
Бороться европейцы не хотят, да и слабо понимают ради чего. Европейский бизнес мыслит категориями выгоды, а выгода говорит, что с Россией лучше торговать, чем воевать.
Единственное, что мы сейчас можем — сопротивляться и не дать затащить себя в один из темных углов, что Украина до сих пор успешно делала. Но так не может продолжаться вечно.
Нас обязательно туда затащат и там, в темноте, окончательно оставив Украину с ее «собственным внутриполитическим делом», нас додавят. Так будет, если мы не усвоим два правила:
— нельзя выиграть, играя по чужим правилам;
— нельзя победить, засев в глухую оборону.
***
Побеждать не числом, а умением, говорил полководец.
Проведем небольшую инвентаризацию гибридных потенциалов сторон.
В РФ есть экспансионистская Триада: МИД, ВВС, СИПП (Силы Информационно Психологического Поражения). И эта триада надо отдать должное, неплохо справляется со своей работой.
Что есть в Украине?
МИД без всякой иронии прилагающий героические усилия, чтобы оттянуть неизбежное.
Армия, обновленная и довооруженная, но по-прежнему вынужденная побеждать силой духа.
Министерство Информполитики…. Минстець бесконечно долдонит об успехах в борьбе по включению новых передатчиков, вещающих на оккупированные территории. Да, дело важное. Но не стоит забывать, что передатчик это просто железо.
Не надо подменять содержание формой. Не стоит молиться на инструмент. Лучше подумать, Что именно, какую Идею будут транслировать эти передатчики.
Что мы можем предложить мятежным регионам?
Ответ один и он очевиден — Будущее в успешной Украине.
***
Успешный регион в успешной стране. И это не просто лозунг. Уже сегодня его нужно наполнять конкретными программами и делами.
Украине нужны Энтузиасты. Нам необходимо мощное волонтерское движение Тыла. Такое же мощное и уважаемое, каким на сегодня стало движение волонтеров Фронта.
Украине нужны визионеры — люди способные увидеть в голой степи будущий чудесный город. И технократы, сделавшие строительство этих городов, садов, дорог и так далее своей Миссией, своим Призванием. Но это потом.
Прежде нужно победить агрессора.
При этом не стоит впадать в иллюзию. Прекраснодушные мечты о том, что РФ развалится через год или два — утопичны. Кремлю хватит ресурсов и запаса прочности существовать в режиме автаркии долгие годы, если не десятилетия. И все эти годы он будет отравлять своей ненавистью Крым и Донбасс.
Факт, любой, кто хоть раз побывал в так называемых «народных республиках» знает, здесь повсюду разбросаны ядовитые зерна российской «мягкой силы». Скоро они дадут обильные смертоносные всходы.
И хотя уже сегодня в регионе преобладают агрессивные антиукраинские настроения, худшее, поверьте, впереди.
Через 10 лет на Донбассе вырастет поколение, на знавшее Украину. Воспитанное на мифах российской пропаганды, мечтающее отомстить «ненавистным укропам за горе русских матерей», видящее своей главной целью не обустройство собственного дома, а борьбу с «врагами русского мира».
Аналогичный процесс идет в самой России. Если вы думаете, что я сгущаю краски, погуглите картинки детских военных парадов в РФ.
Или вы всерьез считаете, что детки в колясках, стилизованных под танки, станут программистами и поэтами?
Возможно, но только будут разрабатывать программы для «киберберкута», и писать памфлеты в духе «Убей фашиста!».
***
Ещё раз.
Согласившись с путинскими правилами, мы сами того не осознав, оказались в роли зверя на огороженной красными флажками территории. Мы можем долго метаться из угла в угол, делая развлечения охотника более увлекательным, но финал предопределен — нас загонят.
Понятно, что я утрирую, однако суть это не меняет, нам не выиграть.
До 14 года царь сидел без настоящего дела и можно сказать — маялся от скуки. Но сейчас у него появилось «достойное» занятие, а вместе с ним драйв. Путин, наконец-то, заставил весь мир крутиться вокруг себя. Риск, опасность щекочет нервы, играет кровь.
Недавно прочитав у Сергея Рахманина фразу «окрики западных партнеров все жестче», я про себя отметил, что невольно заменил «партнеров» на «загонщиков». Помните, Высоцкого «кричат загонщики и лают псы до рвоты».
Зверь ранен, но ещё силен…. Сможем ли мы выйти за флажки? Ведь только человек способен менять логику своих действий и выходить за рамки привычных схем.
А вот там, за пределами, где возможно все, где меняются роли, не исключено, что ловец станет зверем.
***
Та статья двухлетней давности заканчивалась словами: Он (Путин) хочет, чтобы мы — украинцы, русские, татары забыли кто мы. Он хочет, чтобы мы смотрели друг на друга через прицел винтовки, а он будет отдавать приказы, когда нажимать курок.
Почти все написанное сбылось. За одним исключением, — украинцы доказали, что стали нацией и не будут играть в чужие игры.
Однако наш противник хитер и коварен. Если сегодня не выйти из путинской логики, уже завтра наши дети заплатят кровавую цену за беспечность своих родителей.
Да, и ещё. Европа, Америка… Рассчитывать всегда нужно только на себя, на свой народ. На собственные силы. Так нужно было делать с самого начала. А не искать крепкое плечо, чтобы приткнуться. Чай не девушка… Это, пожалуй, третье правило.