Москва — США и Россия в четверг высоко оценили прогресс, достигнутый после прекращения огня в Сирии, и пообещали развивать успех, содействуя мирным переговорам в Женеве между сирийским правительством и оппозиционными партиями.
После четырехчасовых переговоров в Кремле между Москвой и Вашингтоном, по всей видимости, сохраняются разногласия по поводу очень важной составляющей мирного процесса — будущего сирийского президента Башара аль-Асада. Соединенные Штаты давно уже настаивают на том, что уход Асада является необходимым условием мирного соглашения, однако Кремль заявляет, что его правительство — это фундаментальная основа посреди сирийского хаоса.
Поскольку условия прекращения огня в Сирии в основном соблюдаются, Москва и Вашингтон заявили, что пока они постараются отложить в сторону разногласия, чтобы восстановить порядок в стране.
«Улучшения следует приветствовать, но их недостаточно, и они не прочны. Работа не закончена, и именно поэтому мы провели здесь сегодня переговоры», — сказал госсекретарь США Джон Керри, находящийся с визитом в Москве.
На совместной пресс-конференции Керри и российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявили, что они призывают противоборствующие сирийские стороны прекратить территориальные захваты и освободить заложников. Они также поддержали идею новой конституции для Сирии, выступили за проведение переговоров по поиску политического решения и за отказ от применения «оружия неизбирательного действия».
Переговоры в Москве прошли в условиях, когда сирийские правительственные войска при поддержке российской авиации продолжают наступление на позиции повстанцев, и согласно имеющейся информации, с боями пробиваются к историческому городу Пальмире, который удерживают боевики «Исламского государства».
Российские информационные агентства сообщили в четверг о том, что возле Пальмиры погиб боец российского спецназа, координировавший действия авиации. Сегодня многие признают, что начатая полгода назад российская авиационная кампания изменила ход войны в Сирии в пользу сирийского правительства.
В это же время специальный представитель ООН объявил о завершении первого этапа переговоров, направленных на прекращение насилия и переход к политическому урегулированию. Стаффан де Мистура высоко оценил работу представителей режима и их оппонентов. «На меня произвело большое впечатление то, что обе стороны вели себя очень серьезно, — сказал он. — Никаких сбоев, никаких демонстративных уходов, никаких обвинений в нелегитимности».
Вначале американские официальные лица критиковали Россию за то, что она бомбит всех противников Асада, но в последнее время Москва начала сворачивать действия авиации и сосредоточилась на ИГИЛ и «Фронте ан-Нусра», который действует заодно с «Аль-Каидой». Обе группировки были исключены из перемирия.
Визит Керри в Россию стал третьим за последние девять месяцев. Ему предшествовал телефонный разговор между президентом Владимиром Путиным и президентом Бараком Обамой, во время которого было заявлено, что Россия уменьшит масштабы своих бомбовых ударов в Сирии.
По словам Лаврова и Керри, наряду с Сирией на переговорах с Путиным шла речь и о многих других проблемах безопасности во всем мире, включая Ливию, Северную Корею и израильско-палестинский конфликт. Керри подчеркнул, что между США и Россией сохраняются разногласия в вопросе Украины, и что Соединенные Штаты по-прежнему поддерживают территориальную целостность страны и настаивают на возврате Крыма, который Россия аннексировала в 2014 году.
Визит Керри широко освещало российское государственное телевидение. Комментаторы высоко отозвались о взаимодействии США с Кремлем после дипломатической изоляции, инициированной Вашингтоном в ответ на российские действия на Украине.
В нынешний период холодных отношений, когда Кремль нагнетает внутри страны антиамериканские настроения, доводя их до истерии, Путин в начале встречи произнес несколько неожиданно теплых слов об Обаме.
«Мы понимаем, что то, что нам удалось сделать на сирийском направлении, могло быть достигнуто только благодаря позиции высшего политического руководства Соединенных Штатов, позиции президента Обамы. — сказал он. — Очень надеюсь, что ваш визит позволит нам сблизить позиции по вопросам дальнейшего урегулирования и по сирийской тематике, и по украинской».