Все убедительнее впечатление, что в Турции террористические взрывы звучат с точностью хронометра. Во всяком случае, эхо взрыва 13-ого марта в Анкаре еще не утихло, когда 19-ого марта прозвучал очередной взрыв — на этот раз в Стамбуле. В результате четверо погибших, 36 получили ранения.
И снова Турция взрывается
Странно, но и на этот раз пострадали иностранцы. Двое из пострадавших израильтяне, граждане США, третий гражданин Израиля, а четвертый Ирана. Среди раненных тоже значительное число составляют граждане Израиля — 11. Как получается так, что жертвами настолько участившихся террористических атак в Турции становятся в основном иностранцы или курды, являющиеся гражданами Турции? Наверное, в большей степени это связанно с другой «странностью» — все эти нападения выгодны в основном президенту Эрдогану. Подчеркнем, именно Эрдогану, а не руководимому им государству. Турция уже успела заработать рейтинг крайне нестабильного государства, что крайне отрицательно отражается на ее экономике, туризме, торговле и т.д. Кроме того, участившиеся взрывы представляют собой также большую угрозу в далекой перспективе, Турция постепенно может действительно стать мишенью террористических атак, если уже не стала. Отметим, что на этот раз турецкие власти обвиняют не курдов, а «Исламское государство» (ИГ). Министра внутренних дел Турции Эфкана Алана заявил: «мы выяснили, что рожденный в 1992-ом году Мехмет Озтюрк совершил подлое нападение в Стамбуле. Выяснилось также, что он был членом группировки ИГ».
Вне зависимости от того, кто настоящий организатор очередного теракта, заявление Эфкана Алана можно трактовать по-разному. По одной версии, Анкара через своего теневого союзника ИГ организовала это нападение как основу для пропаганды, что якобы Турция жертва и враг терроризма. То есть, это может стать еще одним «аргументом» Анкары, если она все же решит начать «антитеррористическую» войну в соседней Сирии. По другой версии, ИГ, и вправду, начинает разочаровывать Турцию.
Заметим, что оба этих варианта имеют определенную логику и даже в чем-то пересекаются. Имеется ввиду та ситуация, которая сформировалась в Сирии за последние дни, с того момента, когда сирийские курды провозгласили федеративную автономию на подконтрольной им территории. А это означает…
Факт в том, что сирийско-курдское союзничество продолжается. Плюс к этому, стало известно, что Россия, объявляя о выходе из Сирии, оставляет всю сухопутную технику, в том числе, бронетехнику. Несмотря на то, что часть авиационного парка выведена, на днях сообщалось, что вертолетный парк усилен мощными вертолетами Ми-28 и Ка-52. А сирийская война находится на том этапе, когда вертолеты нужны намного больше, сделавшей свое дело бомбардировочной авиации. В результате, министр иностранных дел РФ Лавров намекнул, что вариант превращения Сирии в федеративную страну приемлем, а это подсказывает, что с Асадом, скорее всего, достигнуты окончательные договоренности о курдской автономии.
Россия стала более выгодной для курдов
Недавно стало известно, что помимо сирийских курдов, Россия оказывала некоторую военную помощь также иракским курдам. Более того, ряд источников сообщает, что в отличии от сирийских, иракские курды, обладающие серьезными финансовыми ресурсами, готовы в любой момент приобрести большую партию военной техники, с условием предоставления части вооружения сирийским курдам. Для сделки необходимо окончательное согласие президента РФ. При этом, хотя иракские курды активно сотрудничают с Турцией в сфере энергоресурсов, среди них возникли серьезные противоречия после нападений Эрдогана на турецких курдов.
Если эта сделка будет заключена, станет вполне реальным присоединение иракских курдов к союзу Асада с сирийскими курдами. Правда, создание Курдистана с помощью иракских курдов считается американским планом, но тот факт, что курдам удалось добиться значительных успехов в территориальном и политическом плане после вхождения России в Сирию, а не с помощи США, подсказывает, что для курдов Москва может считаться предпочтительным союзником. Естественно, нужно учитывать и разницу позиций Москвы и Вашингтона в отношении Турции.
Все же остается вопросом, пойдет ли Москва путем создания большого Курдистана? Если даже этого не будет, и Россия удовлетворится только поддержкой курдских автономий в Сирии и Ираке и их скоординированной деятельности, это уже будет смертельной угрозой для Турции. Вспоминая обещание президента Путина о том, что Россия в вопросе Турции не ограничится одним лишь запретом на помидоры, создается впечатление, что именно курдская схема станет основным ударом Москвы по Анкаре. Логика в том, что если Россия начнет заключать крупные сделки по продаже оружия с курдскими автономиями, это ограничит геополитические возможности Эрдогана маневрировать за счет Европы. У него останется два варианта: либо начать наземную войну против сирийско-иракских курдов, либо постепенно готовиться к расчленению страны для формирования Большого Курдистана.
Возвращаясь к взрыву в Стамбуле… Угроза для Турции стала настолько ощутимой, что Эрдоган начал постепенно готовить почву для наступления на курдов под флагом борьбы против терроризма.
Другое дело, что для ИГ тоже, формирующиеся реалии являются тяжелым ударом. Курдские автономии вдоль всей турецкой границы закрывают все пути в Турцию, лишая ИГ всех вариантов турецкой помощи. А это может окончательно испортить отношения Анкары и «Исламского государства», превращая Турцию, наполненную управляемыми террористами, в мишень для терроризма.