Приговор Надежде Савченко поставил точку в российском судилище над ней. Однако настоящая борьба за свободу украинской летчицы только начинается. После вступления приговора в силу ее судьба всецело будет зависеть от президента России Владимира Путина. Именно он и никто другой может принять решение об освобождении или обмене украинки. С одной стороны, это, наверное, должно льстить властолюбивому хозяину Кремля. А с другой, это возлагает на него всю полноту ответственности за жизнь Савченко.
Сила и бессилие Путина
Россия ликует: «бандеровка» и «убийца» российских тележурналистов под Луганском Надежда Савченко получила 22 года тюрьмы. Пропагандисты Путина лезут из кожи вон, чтобы рассказать о кровожадной украинской летчице. Эффект, на который рассчитывал Кремль, в стране достигнут. За почти два года пребывания женщины в плену у россиян сформировалось «правильное» мнение об украинских «карателях».
Собственно, свою задачу Владимир Путин выполнил. Для внутреннего российского потребителя информации он остался непоколебимым борцом за справедливость в Донбассе. То, что эта борьба инспирирована Кремлем и в ней гибнут российские военные, в России стараются не упоминать.
Вся история украинской летчицы — от похищения ее с территории Украины до абсурдных обвинений, выдвинутых российским следствием, — история России позднего Путина. История подлости, лицемерия, вранья и ручного правосудия. Кремль демонстративно игнорировал призывы международного сообщества освободить Савченко. Но ее дело, о котором говорит уже весь мир, сейчас может легко трансформироваться в дело Путина. Вернее, случай с Савченко может стать одним из эпизодов в деле нынешнего главы Российской Федерации. Ему еще предстоит ответить и за аннексию Крыма, и за агрессию в Донбассе.
Президентский обмен
Сразу же после оглашения приговора украинской летчице президент Петр Порошенко предложил своему российскому визави обменять ее на двух гээрушников — Александра Александрова и Евгения Ерофеева, задержанных с оружием в руках в Донбассе. Глава украинского государства считает, что этот обмен будет равноценным. А вот Москва, публично не принимая это предложение, отвечает: право миловать или менять Надежду Савченко есть только у Владимира Путина.
Согласится ли хозяин Кремля на обмен, предложенный Порошенко? Не исключено. Но в этом обменном пакете наверняка окажутся и другие требования Москвы к официальному Киеву. Для Путина не столь важно добиться освобождения Александрова и Ерофеева. Россия относится к ним наплевательски, они лишь пешки в большой геополитической игре Владимира Владимировича. Для него важно обменять свободу Савченко на нечто большее. Например, на поддержку Киевом инициатив Москвы в решении конфликта в Донбассе или же на отмену санкций ЕС против России. Цена вопроса станет известна на протяжении последующих недель.
«Списком Савченко» по Путину
Чтобы Владимир Путин был более уступчивым в деле освобождения летчицы, официальный Киев подготовил «список Савченко». Петр Порошенко уже анонсировал заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, которое утвердит санкционные меры против тех, кто причастен к судилищу над 34-летней украинкой. Путина в этом списке, кстати, нет. А значит, главный ответственный за похищение летчицы окажется вне санкций.
В том числе и поэтому для Москвы «список Савченко» вряд ли станет весомым аргументом для освобождения Надежды из тюрьмы. Пока в Киеве ломают головы над его составом, в Москве решили объявить персоной нон грата доверенное лицо Порошенко на минских переговорах по Донбассу — народного депутата Ирину Геращенко. Украина получила очередную оплеуху от Путина, но достойно на нее пока что не ответила.
Решение Путина по делу Савченко, которого все ждут в начале апреля, конечно, не устранит всех проблем в отношениях Украины и России. В российских тюрьмах все еще остаются около двух десятков украинцев, более 100 — в плену у боевиков ДНР и ЛНР. Но освобождение Савченко может дать им надежду.