Российский бизнесмен и оппозиционер Василий Попов, на днях запросивший убежища в Финляндии, настаивает на том, что в России его преследуют по политическим мотивам.
В министерстве юстиции пояснили, что согласно финской практике, его возможная экстрадиция откладывается до принятия окончательного решения по запросу о предоставлении убежища. Россия требует выдать Попова в связи с делом о мошенничестве с недвижимостью. В свою очередь, российская правозащитная организация «Мемориал» признала Попова и его соратников по партии Яблоко жертвами политических преследований.
По словам самого Попова, запрос о предоставлении именно политического убежища в Финляндии имеет веские основания:
— Меня преследуют в России по политическим причинам. Карельское отделение партии Яблоко под моим руководством очень хорошо проводит выборы, в отличие от многих других оппозиционных партий, выигрывает на серьезных выборах республики Карелия. Последними такими громкими выборами была победа мэра Ширшиной, которая победила после того как сняли основного кандидата от партии Яблоко за две недели до выборов. После этой победы стало понятно, что если меня не нейтрализовать, то оппозиция будет продолжать выигрывать выборы в Карелии, а губернатора Худилайнена это не устраивало.
— Существует достаточно жесткий договор между Советским Союзом и Финляндией (который до сих пор не отменен) о выдаче преступников, согласно которому финская сторона не имеет права проверять российское правосудие на предмет фальсификации уголовных дел.
Финские власти, по мнению Попова, оказались в сложной ситуации: с одной стороны у них нет оснований нарушить этот договор, с другой стороны — они понимают, что это сложный случай и выдавать его не хочется, поэтому органы просто тянут и не принимают решения.
Как говорит Попов, местные суд и полиция ведут себя по отношению к нему очень корректно, ставя во главу угла положения закона. Попов не сильно задумывается, получится ему остаться в Финляндии или нет:
— Я занят другими делами. В Карелии над моими соратниками идет три судебных процесса, и я оказываю помощь этим людям. Это занимает огромное количество моего времени. К тому же я продолжаю на расстоянии руководить молочным комбинатом в Карелии, который продолжает увеличивать объемы производства. Кроме этого у меня есть уже два предприятия в Финляндии, которыми тоже нужно заниматься.