Месяц назад Пентагон опубликовал данные о планируемых объемах помощи странам Центральной Азии в борьбе с террором и на укрепление стабильности в регионе на 2016 и 2017 годы. Речь идет всего о 50 миллионах долларов, которые в основном должны быть потрачены на повышение эффективности охраны границы с Афганистаном. Неудивительно, что в рамках этой программы Таджикистан назван ключевым партнером в регионе. Озвученные расходы пока еще только в планах и должны быть одобрены Конгрессом США. Еще 25 миллионов на безопасность региону может выделить в 2016 году Государственный департамент США.
Несмотря на мизерную сумму, зарубежные СМИ отмечают, что это первое серьезное оживление интереса США к Центральной Азии после окончания программ обучения американцами специальных подразделений Таджикистана и Киргизии в 2012-2013 годах и что, возможно, это первые реальные шаги по возвращению США в регион, после того как в 2014 году Киргизия закрыла американскую военную базу на своей территории и в 2015 году вышла из договора о сотрудничестве и помощи. Тогда США были разочарованы и упрекнули Киргизию в том, что на становление демократии в стране они потратили впустую 2 миллиарда долларов.
В феврале этого года Таджикистану была обещана экономическая помощь в размере 279 миллионов долларов и от Европейского Союза. В 2014 году Таджикистан получил на свои военные расходы 20 миллионов долларов от США, а в 2016 году получит около 8 миллионов долларов.
В обороте и Узбекистан, где в декабре 2015 года Германия закрыла свою военную базу для переброски войск и грузов в Афганистан после 13 лет использования. В прошлом году США подарили Узбекистану 300 бронемашин ценой 100 тысяч долларов каждая. В феврале этого года представитель НАТО встретился с министром обороны и министром иностранных дел Узбекистана, чтобы обсудить текущие отношения и новую программу сотрудничества на 2016 год.
18 марта этого года на проходящей в Астане конференции «Современная внешняя политика США и ее реализация в Центральной Азии» стало известно, что США и Казахстан разработали план военного сотрудничества на 2016-2017 годы. Основные направления сотрудничества: миротворческая деятельность, повышение профессиональной подготовки вооруженных сил, а также военное образование.
В июле 2016 года в Великобритании пройдут учения «Степной орел-2016», в которых примут участие около 250 военнослужащих Казахстана. Помимо казахстанских военных и британских, в учениях будут задействованы военные США, Турции, Киргизии и Таджикистана. Американо-казахские учения «Степной орел» проходят ежегодно с 2003 года и обычно на территории Казахстана, но в 2014 году они проходили в Германии.
Впрочем, интерес к региону в военном плане проявляют не только США. Генерал пакистанской армии Рахиль Шариф встретился в Душанбе с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и обсудил сотрудничество вооруженных сил двух стран в борьбе против терроризма, экстремизма и наркоторговли, чуть ранее об этом же с президентом Таджикистана разговаривал и китайский генерал Фан Фэнхуэй.
Китай в марте этого года вообще предложил создать некий пока абстрактный механизм противодействия терроризму и экстремизму в регионе, и в данный проект пригласил Таджикистан, Пакистан и Афганистан, пообещав последнему 70 миллионов долларов в виде военной помощи.
В ежегодном докладе Американо-китайской комиссии по экономике и безопасности при Конгрессе США за 2015 год отдельная глава была посвящена военным отношениям Китая и стран Центральной Азии. Американцы отмечают, что в рамках ШОС Китай уже провел 15 военных учений со странами региона, в которых Китай практикуется в переброске своих войск за пределы Поднебесной, отрабатывает координацию операций подразделений, говорящих на разных языках, оттачивает работу военной логистики, приучает своих военнослужащих к действиям в незнакомой среде. Центральная Азия также важна для китайских разведывательных служб, которые работают по теме экстремизма среди уйгуров и по наркоторговле, и нуждаются в информации от своих коллег из региона. Доклад цитирует данные, что Китай с 90-х годов и по 2014 год выделил военной помощи странам Центральной Азии на сумму всего лишь 40 миллионов долларов. Помощь включала поставку снайперских винтовок, средств связи, автомобилей, оборудования для контроля границы, а также ракеты «земля-воздух» и один беспилотник для Узбекистана. Также Китай занимался обучением военнослужащих стран Центральной Азии.
Так или иначе, авторы материалов зарубежных изданий прекрасно отдают себе отчет, что на сегодняшний день ни сотрудничество США и НАТО, ни сотрудничество Китая со странами Центральной Азии, не идут ни в какое сравнение с интересами, масштабным военным присутствием и связями России в регионе.