Единственное, о чем весь мир сейчас придерживается общего мнения, — это ужасные перспективы возможного президентства Дональда Трампа. Китайский коммунистический и националистский таблоид Global Times выглядит почти как передовица любой шведской газеты, где Трампа называют нарциссистом, расистом и экстремистом. Разница в том, что китайская газета приводит Трампа как пример неэффективности демократии: «И Гитлер пришел к власти путем выборов».
Нам следовало бы меньше беспокоиться о Трампе и больше — о нынешних автократах. Не американский президент сейчас самый могущественный человек в мире, а Си Цзиньпин. В настоящее время в руках Си находится, судя по всему, контроль над армией, государственным аппаратом, СМИ, а также единственной китайской партией. Американская система призвана предотвратить появление диктатора, и власть президента там ограничена Верховным судом, Конгрессом, Сенатом и регулярными выборами. После восьмилетней политической блокады со стороны Конгресса Обама становится «хромой уткой», как называют президентов, покидающих пост. Автократы, напротив, пропускают медленные демократические процессы и действуют быстро и тайно, особенно во время кризисов, — как, например, Путин на Украине, — или применяют долгосрочные стратегии, как Китай в Южно-Китайском море.
Политика Путина и Си Цзиньпина строится на стратегиях экспансионизма и национального реванша. Китай претендует на почти все Южно-Китайское море до самых Филиппин, которые являются союзником США. Китайские претензии распространяются на весь Тайвань, острова под контролем Японии, а также некоторые части современной Индии.
После Крыма появились подозрения, что Путин угрожает нашим соседям на Балтике. Согласно последнему докладу аналитического центра Institute for Strategic Studies, наращивание вооружений в России и Китае подрывает военно-техническое лидерство Запада.
В последние месяцы Китай построил множество искусственных островов в Южно-Китайском море и разместил радары и ракеты в спорных водах. Си Цзиньпин игнорирует предостережения США и не выполняет собственных обещаний не милитаризировать Южно-Китайское море. Чтобы сохранить уважение как сторонников, так и врагов, Вашингтон активно начал планировать конфронтацию с Китаем, как пишет Washington Post. Это опасный способ сохранить баланс. Америка хочет показать, что настроена серьезно, но не хочет начинать войну.
И в Китае, и на Западе существует рискованное мнение, что война за азиатское господство неизбежна. Бельгийский профессор в области международной политики Джонатан Хольслаг пишет об этом в книге China’s Coming War with Asia, где утверждает, что рост Китая — это такое нарушение статус-кво, которое требует войны, даже если руководители Китая ее не хотят. Насколько велика пропасть между США и Китаем, станет ясно после встречи Обамы и Си Цзиньпина в Вашингтоне 31 марта. В то же время, США удваивают свой бюджет на военные контингенты в Европе, который теперь достигает 3,4 миллиардов долларов. Своих союзников США также призывают вооружаться перед лицом угрозы.
Global Times имеет в виду, что сейчас не лучшие времена для демократии. Постоянные террористические атаки в европейских городах, так же, как и кибератака против шведских СМИ (предположительно, российская), показывают, насколько демократии Европы слабы и плохо вооружены. Продолжающийся кризис с его миграционным хаосом и расколом внутри Евросоюза делает Путина сильнее. Кто бы ни выиграл президентские выборы в США, военное превосходство скоро растает, а ведь именно оно прежде поддерживало границы и гарантировало неизменные правила игры в Европе и Азии. Усиленные меры безопасности и контроля как в интернете, так и в реальности скоро станут типичны.
Для эпохи после падения берлинской стены были характерны открытость и глобализация. Теперь настало время наращивать вооружения.