Кремниевая долина — это, скорее, образ мышления, нежели место. Это не одна долина — для этого холмы вокруг Пало-Альто, Купертино и Маунтин-Вью в Северной Калифорнии слишком низкие. И главной индустрией здесь уже является не производство микросхем на основе кремния — основного слоя в полупроводниках, которое получило развитие с появлением компаний Fairchild Semiconductor, Motorola, Texas Instruments и Intel.
Неустанное обновление и преобразование Кремниевой долины наглядно демонстрирует то, что двумя из ее наиболее известных компаний являются Google (сейчас уже Alphabet) и Facebook. Ни одна из них не занимается полупроводниковыми микросхемами. Компания Google была основана лишь в 1998 году, а Facebook еще моложе. Эту компанию создали в другом конце страны — в общежитии Гарварда — Марк Цукерберг и его друзья в 2004 году.
«Я смотрел в окно на колесо обозрения, вращавшееся вдали в Парке развлечений „Грэйт Америка”, а потом повернулся к Гордону [который тогда был главным исполнительным директором компании] и спросил: „Если нас выгонят, и в компании будет новый руководитель, что он, по твоему, сделает?″» — писал Гроув в своей книге по менеджменту «Выживают только параноики» (Only the Paranoid Survive), вышедшей в 1996 году.
«Гордон, не задумываясь, ответил: „Он отстранит нас от работы над памятью [микросхемами памяти, которые являлись основным направлением разработок Intel и в области которой начали доминировать японские производители]″. Я уставился на него в каком-то оцепенении, а потом сказал: „А почему бы нам с тобой не выйти за дверь, а потом вернуться и сделать это самим?″».
Название книги «Выживают только параноики» прекрасно демонстрирует то, о чем хотел сказать Гроув, какой урок хотел преподать. В книге — так же как и в книге «Путь HP» (The HP Way) Дэвида Паккарда (David Packard) о создании и философии компании Hewlett-Packard — описаны элементы политики эффективного менеджмента, которой придерживаются в Кремниевой долине.
Компания НР первой внедрила среди компаний Кремниевой долины принципы неформальной децентрализованной системы управления, согласно которой внутренняя структура организации основана на всеобщем обсуждении, взаимопонимании и ответственности. Компания Intel внедрила в практику дух неослабевающего соперничества и принцип жесткой конкуренции. Гроув продвигал идею «стратегического переломного момента» — периода в жизни компании, «когда вскоре должны измениться ее основополагающие принципы». Никогда не расслабляйся, никогда не переставай развиваться — потому, что за углом поджидает кто-то другой.
Компания Yahoo, с которой началась эра интернета, сейчас находится в «долине смерти». Главный исполнительный директор компании Марисса Майер (Marissa Mayer) перешла из компании Google — ее привлекли, чтобы попытаться спасти Yahoo от стратегической неразберихи, но сделать это ей не удалось. Хедж-фонд Starboard на этой неделе потребовал от корпорации уволить всех членов совета директоров.
А вот у Facebook, наоборот, дела идут прекрасно — у компании сегодня есть 1,6 миллиардов активных пользователей по всему миру, и ее огромные возможности в размещении онлайн и мобильной рекламы обеспечили ей в прошлом году доход на сумму около 18 миллиардов долларов. То положение, которое она занимает среди социальных сетей, сопоставимо с тем, какую роль в создании микропроцессоров в 1990-е годы играла компания Intel — явно доминирующее. То, чем компания Facebook обязана HP, можно судить по кампусу ее штаб-квартиры в Пало-Альто в окрестностях Стэнфордского университета. У главного здания есть широкий диснеевский тротуар, по которому работники прохаживаются в лучах солнца, берут из тележек мороженое и легкие закуски, а потом на велосипедах едут в офис, спроектированный архитектором Фрэнком Гери (Frank Gehry) — создателем здания музея Гуггенхайма в Бильбао.
Но Марк Цукерберг усвоил и уроки Гроува. Основателя Facebook на прошлой неделе сфотографировали с лучезарной улыбкой на лице во время пробежки на площади Тяньаньмэнь и в Запретном городе в Пекине — без респиратора, защищающего от городского загазованного воздуха. После этого он встретился с руководителем отдела пропаганды правительства Китая Лю Юньшанем (Liu Yunshan).
Для чего он это сделал, вполне понятно — пользователей в социальной сети Facebook много, но более 1,4 миллиардов граждан Китая не могут попасть в их число, поскольку сеть в их стране заблокирована. Помимо этого в Китае есть индустрия, добивающаяся мирового признания, во главе с такими компаниями как Alibaba — подобными тем японским компаниям, которые в 1980-е годы стали конкурентами Intel. Г-н Цукерберг согласен на все — в том числе изучать китайский язык, его основной диалект мандарин — чтобы отразить эту угрозу.
Мур и Гроув предприняли довольно болезненный шаг, когда изменили направление деятельности и сосредоточились на микропроцессорах, которые в то время для компании Intel были второстепенным направлением по сравнению с разработкой микросхем памяти. «Intel для нас ассоциировался с памятью. Как мы могли отказаться от того, что нас отличало от других?», — писал Гроув. Но он совершил революцию, закрыв семь заводов ради спасения компании.
Вполне возможно, что настойчивое стремление противостоять действительности вместо того, чтобы давать волю чувствам, зародилось в нем потому, что он был иммигрантом. Он родился в еврейской семье, и его настоящее имя было Андраш Гроф, но затем, спасаясь от последствий восстания в Венгрии 1956 года, которое было подавлено Советским Союзом, он эмигрировал в США и он сменил имя.
Гроув был не только требовательным руководителем компании в Кремниевой долине — возможно, Стив Джобс из Apple и председатель совета директоров корпорации Oracle Лэрри Эллисон (Larry Ellison) не хуже, они не менее настойчивы и тоже основали свои компании. Но Гроув отдал все свои силы и посвятил всю свою жизнь тому, чтобы Intel добилась успеха.
Кремниевая долина и другие индустрии, которые оказались перед лицом перемен и преобразований, должны усвоить этот урок и помнить, каким суровым был Гроув, и как он не останавливался ни перед чем. Те же, кто об этом забудет, не выживут и долго не продержатся.