Самая распространенная работа для мигранта — уборщик. Среди работников-иностранцев на должностях с низкими требованиями — множество людей с высшим образованием и даже ученых, по новым данным Центрального бюро статистики. Последние данные Центрального бюро статистики говорят, что 35 тысяч мигрантов в Швеции работают уборщиками. Женщины иностранного происхождения чаще всего становятся санитарками, мужчины часто бывают грузчиками и работниками терминала.
Многие мигранты имеют более высокую квалификацию, чем надо для их работы. 11 % работников на местах, требующих краткого обучения или введения в должность, обладают образованием намного выше школьного. Среди шведов всего 3 % находятся в аналогичной ситуации.
Это не новое явление, говорит Улоф Ослунд, исследователь иммиграции и генеральный директор Института оценок рынка труда и образования.
Центральная профсоюзная организация выпускников вузов в Швеции Saco обеспокоена тем, что люди с высшим образованием, которые переезжают в Швецию, не работают по специальности.
«Это глупо во всех отношениях. И для самого человека, и для общества, которое, с нашей точки зрения, не использует специалистов, доставшихся ему бесплатно. На этом ведь можно сэкономить огромные деньги», — говорит председатель Saco Йоран Арриус (Göran Arrius).
Затраты на обучение одного выпускника вуза в Швеции составляют, по сведениям Saco, около 2,45 миллиона крон. Подтверждение образования специалиста-иммигранта стоит всего 310 тысяч крон. Сюда входит и дополнительное обучение в шведском вузе и курсы шведского языка.
«Если человек получает приличную работу в соответствии со своим образованием, например, юрист оказывается в сфере юриспруденции вместо уборки, то доходы государства за счет налогов растут, и деньги, вложенные в образование, оправдают себя в течение пары лет», — объясняет Йоран Арриус.
Но только дополнять и подтверждать иностранную специализацию не достаточно, по мнению Saco.
«Вот над чем следует подумать: выбирая среди нескольких претендентов, работодатель часто нанимает того, кто похож на него самого, а не того, кто лучше справится с работой», — замечает Йоран Арриус.