В турецко-российских отношениях, резко ухудшившихся в политической и экономической областях после самолетного кризиса, задули теплые ветры. Официальные заявления, последовавшие от каждой из сторон в конце прошлой недели, во многом обнадежили экономические круги, и прежде всего сектор туризма. Эти заявления комментируют как таяние льдов в отношениях между странами. Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова отметила, что напряженность, возникшая между Россией и Турцией, носит временный характер. Премьер-министр Давутоглу тоже коснулся кризиса с Россией в своем выступлении на гала-вечере Всемирной ассамблеи турецких предпринимателей в Стамбуле. Он отметил: «Тогда мы сообщили, что сделали это в рамках правил применения оружия, не зная, что это был российский самолет. Я думаю, что кризис закончится. Турция и Россия должны развивать благоприятные отношения». Эти заявления получили одобрительную оценку в мире бизнеса.
Чтобы вода остыла, лед должен растаять
Глава Ассоциации туристических агентств Турции (TÜRSAB) Башаран Улусой (Başaran Ulusoy) отметил, что в политическом кризисе с Россией Турция абсолютно права, и проблема в отношениях между странами возникла из-за личной позиции Путина. Подчеркнув, что Россия и Турция — страны, имеющие долгую историю, Улусой добавил: «Если вы хотите выпить холодной воды, вы кладете кусочек льда в стакан, лед тает, и затем вы с наслаждением пьете вашу воду. Так и здесь. На первом этапе атмосфера накалилась. Но мы видим, что со временем политическая риторика смягчается. Очевидно, что произойдут некоторые позитивные события, по крайней мере в экономической области. История знает примеры таких событий. Только представьте, Россия и Германия договорились, они положили конец Восточной Германии, Гитлер был вычеркнут из памяти. Вражда долго не продлится».
Россияне отвечают: «Турция»
Улусой, отметив, что конфронтация наносит вред каждой из двух стран, продолжил: «После самолетного кризиса мы потеряли порядка шести миллиардов долларов на российском туристическом рынке. Если сегодня вы спросите людей на московских улицах „Куда вы хотите поехать отдыхать?“ 90% назовут Турцию. Но есть путинский фактор».
Мы серьезные партнеры
Глава Средиземноморского союза экспортеров Бюлент Аймен (Bülent Aymen) подчеркивает, что Россия и Турция — серьезные торговые партнеры. Далее он продолжает: «Российский рынок занимает важное место с точки зрения экспорта как для Турции, так и для Средиземноморского региона. В сельском хозяйстве 75% экспорта свежих овощей, фруктов и цитрусовых осуществляет Средиземноморский союз экспортеров. Эта продукция в основном шла в Россию. После самолетного кризиса они прекратили экспорт всех продуктов, кроме лимона. А мы стали ориентироваться на альтернативные рынки. В нынешней ситуации неправая сторона — не мы. Мы надеемся, что этот процесс санкций подойдет к концу».
Экспорт овощей и фруктов прекратился
Аймен отмечает, что в 2015 году экспорт свежих овощей и фруктов, вывезенных союзом экспортеров в Россию, составил более трех миллиардов долларов. «Мы потеряли эти доходы. Санкции коснулись не только экспорта из Турции, но и турецких бизнесменов, работающих в России. В Ассамблею экспортеров Турции поступают жалобы о случаях давления на турецких предпринимателей в России. Многие фирмы там были вынуждены завершить дела со своими российскими партнерами. Отмена санкций пойдет на пользу и нам, и России. Выиграют обе страны», — подчеркнул Аймен.