Берлин — Вечером во вторник, 29 марта, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) отправился в трехдневную поездку по трем странам Центральной Азии.
Сначала он будет вести переговоры в Узбекистане, затем — в Таджикистане и Киргизии. Причем запланированы не только встречи Штайнмайера с главами внешнеполитических ведомств, но и с лидерами государств. Кроме того, в составе немецкой делегации — депутаты бундестага, деятели культуры и бизнесмены из ФРГ.
Почему не в Казахстан?
В этом году Германия председательствует в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), и в берлинских правительственных кругах говорят, что Штайнмайер, наконец, выкроил время для своей первой региональной поездки в зоне ответственности этой организации. Поэтому во всех трех странах — Узбекистане, Таджикистане и Киргизии — он намерен не только обсудить роль ОБСЕ, но и посетить учреждения этой организации.
У экспертов — другое объяснение. Специалист по странам Центральной Азии берлинского Фонда науки и политики (SWP) Себастиан Шик (Sebastian Schiek) указывает, что Казахстан выделяется на общем центральноазиатском фоне. Это стабильная страна, с которой Германия и ЕС поддерживают устойчивые отношения. Не далее как в декабре прошлого года, напоминает эксперт, между Казахстаном и Евросоюзом было подписано соглашение о партнерстве, а двусторонние германо-казахстанские связи находятся, по его оценке, «на очень надежном и стабильном уровне».
Об отношениях Германии с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией этого не скажешь. Какими бы разными не были эти страны, все они — не очень стабильные, говорит Шик, а отношения с ними, добавляют дипломаты, — несовершенны. «Поэтому визит Штайнмайера можно интерпретировать, как попытку заново установить связи с этими тремя странами», — заявил аналитик.
Интересы Берлина в Центральной Азии
В 2007 году Германия была инициатором и фактически автором так называемой «Центральноазиатской стратегии» Европейского Союза, отредактированной — опять же немецкими дипломатами — в июне прошлого года.
Цель этой стратегии — координация в рамках ЕС и содействие развитию двусторонних связей со странами региона, к которому наряду с Францией повышенный интерес проявляет в первую очередь именно Германия — как страна с ориентированной на экспорт экономикой и потребностью в сырье и энергоносителях, а также диверсификации их импорта. Так что недаром министра сопровождают в поездке представители немецких деловых кругов.
Но Центральная Азия для Германии — не только один из рынков сбыта и источников получения сырья, но и зона потенциального транзита в Китай, который планирует проложить здесь своего рода новый «Великий шелковый путь» в Европу («One Belt, One Road»). Германия, поддерживающая с Китаем очень обширные торгово-экономические связи, крайне заинтересована в реализации такого проекта и в рамках ЕС ведет с Пекином диалог о совместных интересах в этом регионе.
В противовес российскому влиянию
Знают в Берлине, разумеется, не только о китайских, но и российских интересах в Центральной Азии, о наращивании Москвой своего влияния в первую очередь на Бишкек и Душанбе, об уже состоявшемся присоединении Киргизии и запланированном — Таджикистана — к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).
По мнению Себастиана Шика, визит Штайнмайера и более интенсивное сотрудничество с этими двумя странами важно не только для Германии, но и для самих этих стран, поскольку внешнеполитическая диверсификация может помочь им сохранить определенную дистанцию по отношению к России.
Эксперт напоминает в этой связи, что в прошлом году поездку по всем пяти странам региона совершил госсекретарь США Джон Керри. «Теперь вот Штайнмайер, — говорит он. — Такие поездки не следует недооценивать. Это очень зримые, заметные мероприятия».
Для стран Центральной Азии Германия и ЕС — важные торговые партнеры. «Но при этом, — сетует Шик, — в самих этих странах мы едва заметны, люди нас не ощущают». Одну из причин он видит в мощном информационном воздействии российских СМИ, обеспечивающем видимость сильного присутствия России в регионе. В такой ситуации визит немецкого министра иностранных дел, по его мнению, создает определенный противовес.
Афганистан уже не тема?
После решения стран западной коалиции поэтапно свернуть миссию в Афганистане, афганская тема стала менее актуальной для Германии и ее внешней политики. Но не для стран Центральной Азии, граничащих с Афганистаном.
По словам собеседника DW, Ташкент и Душанбе неизменно ставят в повестку дня переговоров с западными партнерами вопрос об Афганистане на одно из первых мест. Вот и в Таджикистане Штайнмайеру предложено посетить учебное заведение, в котором тренируются и афганские пограничники.
Себастиан Шик, однако, сомневается, что угроза, исходящая от этой страны Узбекистану и Таджикистану действительно столь велика, как об этом говорят их представители на международных переговорах.
«Следует иметь в виду, — отметил Шик, — что лидеры этих авторитарных государств любят разыгрывать афганскую карту с тем, чтобы, с одной стороны, получить поддержку западных стран, а с другой — оправдать свою во многом репрессивную внутреннюю политику и спустить на тормозах тему прав человека, которую неизменно поднимает Запад».