Четыре месяца спустя после того, как российский президент Владимир Путин обвинил Анкару в «ударе в спину», представители турецкого бизнеса в России начинают привыкать к поспешным прощаниям.
«Каждую неделю мне звонит очередной друг, чтобы сказать, что уезжает, — сказал Рейтер живущий в Москве турецкий бизнесмен. — Туркам стало очень сложно заниматься здесь предпринимательством».
Отношения между двумя странами резко обострились после инцидента с российским бомбардировщиком, сбитым турецкой авиацией на турецко-сирийской границе 24 ноября, и это все еще давит на некогда тесные экономические связи.
Путин ввел санкции против Турции, и торговля между двумя странами, поддерживающими противоборствующие стороны в пятилетнем сирийском конфликте, упала из-за воздействия этих мер, а также обвала мировых цен на нефть.
Представители турецкого бизнес-сообщества в России в интервью Рейтер обвинили российские власти в создании препятствий для их компаний, сильно выходящих за рамки официальных санкций.
Это, наравне с экономическим кризисом в России, и стало причиной растущего числа турецких предпринимателей, возвращающихся домой, сказали они.
До инцидента с самолетом в России действовало около 1.500 турецких компаний, представлявших целый ряд отраслей, от строительства до туризма и импорта турецких фруктов, овощей и текстиля.
Один из бизнесменов оценил, что количество покинувших РФ фирм составило около 200.
Двое из четырех представителей деловых кругов, которые дали интервью Рейтер в Москве, сказали, что зарегистрировали свои компании на российских родственников или друзей, пытаясь избежать дополнительных проверок органов правопорядка.
Все они сказали, что им было трудно оставаться в России, в то время как местные СМИ демонизировали их страну. Ранее в марте газета «Комсомольская правда» опубликовала статью под названием «Турция никогда не была и не будет другом России».
Бизнесмены попросили не называть их имен и названий компаний из-за страха дальнейшего давления со стороны российских властей.
Министерство внутренних дел РФ не ответило на просьбу Рейтер о комментарии. Министерство экономики сообщило, что проблемы, о которых говорят предприниматели, выходят за рамки его компетенции.
Первая волна
Икбаль Дюрре, живущий в Москве политолог, выразил надежду, что напряженность в российско-турецких отношениях со временем спадет.
«Ситуация движется к стабилизации, только не особенно быстро. Первая ударная волна позади».
Однако цена оказалась высока. Турецкий экспорт в Россию упал примерно до 108 миллионов долларов в январе, по данным Турецкого статистического бюро, снизившись на две трети в годовом выражении. Российский экспорт в Турцию, в основном, энергоресурсов, снизился на 30% до 1,3 миллиарда долларов, отражая слабые цены на нефть.
Дагир Хасавов, управляющий партнер базирующейся в Москве юридической компании Драконта, клиенты которой — турецкие подданные, назвал отношение российских правоохранительных структур к гражданам Турции «враждебным» после инцидента с российским самолетом.
Никакой уверенности
Один из предпринимателей сказал, что зарегистрировал свою фирму, обслуживающую российскую металлургию, на имя российского друга, чтобы избежать проблем.
«Раньше я владел 100 процентами моей фирмы. Теперь я чувствую себя вором своих собственных товаров», — сказал он.
Ранее в марте небольшая группа живущих в Москве турецких предпринимателей вернулась домой, чтобы поделиться своими опасениями с чиновниками экономической сферы, сказал один из бизнесменов.
«Инвестиции — деликатная вещь, и сейчас нет никакой уверенности», — сказал один из них.
Светлым пятном стало то, что турецкая компания Renaissance Construction в марте выиграла тендер на строительство терминала и тоннеля в московском аэропорту Шереметьево.
Однако она подала заявку через свою российскую дочернюю компанию, а у оператора аэропорта не было выбора с точки зрения национальной принадлежности подрядчика, так как единственным конкурентом Renaissance Construction была еще одна компания из Турции — многопрофильный холдинг Limak.
Российский сотрудник одной из российско-турецких фирм в Москве сказал, что все совместные инвестиционные проекты заморожены в соответствии с постановлением правительства РФ.
«На данный момент действует блокировка, — сказал он. — Неформальные контакты продолжаются, но похоже, что проекты будут заморожены как минимум до конца этого года».