Когда Владимир Путин объявил о выводе основной части российской военной группировки из Сирии, казалось, что ледокол «Яуза», одно из основных судов снабжения миссии, вернется в свой родной порт в Северном Ледовитом океане.
Но вместо этого, через три дня после отданного 14 марта приказа Путина, ледокол, участвующий в так называемом «Сирийском экспрессе», то есть российском снабжении военных в Сирии, вышел из Новороссийска и снова взял курс на Тартус, где у России находится военно-морская база.
Какой бы груз ни был на судне, он был тяжелым: корабль сидел в воде так низко, что ватерлинии было почти не видно.
Передвижения «Яузы» и других российских кораблей в течение двух недель с момента распоряжения Путина о частичном выводе сил указывают на то, что Москва за это время поставила больше техники и припасов в Сирию, чем вернула, показывает анализ Рейтер.
Неизвестно, что перевозили корабли или сколько техники вывезли огромные транспортные самолеты, сопровождавшие возвращавшиеся истребители и бомбардировщики.
Однако морской трафик, хоть составляет лишь часть картины, указывает на то, что Россия усиленно работает над сохранением своей военной инфраструктуры в Сирии и обеспечением сирийской армии, чтобы при необходимости вновь стремительно увеличить свое военное присутствие.
Путин не раскрыл подробностей того, что может спровоцировать такой шаг, однако любая ощутимая угроза российским базам в Сирии или признаки того, что президент Башар Асад, ближайший соратник Москвы на Ближнем Востоке, находится в опасности, скорее всего, приведут к мощному возвращению.
Российские войска в Сирии базируются на аэродроме Хмеймим и на военно-морской базе в Тартусе. Путин сказал, что страна сохранит обе базы и им понадобится надежная защита.
«Поскольку основная часть группировки де-факто там остается, то и предпосылок для снижения трафика нет», — считает Михаил Барабанов из российского Центра анализа стратегий и технологий.
«Ну и поставки сирийской армии по-прежнему значительны».
Рейтер подсчитал, что за несколько дней, последовавших за распоряжением о выводе войск, домой вернулись около половины базировавшихся в Сирии российских военных самолетов. Точное количество российских самолетов, находившихся там, держалось в секрете, но анализ указывает на то, что их было около 36.
В понедельник государственное ТВ показало, как Сирию покидают три ударных вертолета, а также ряд технических специалистов.
Огневая мощь флота
Анализ открытых данных о морских перевозках, официальной информации, сведений источников из сферы безопасности морских перевозок и сделанных турецкими блогерами фотографий проходящих через Босфор российских кораблей не демонстрирует признаков свертывания «Сирийского экспресса».
Все это указывает на то, что Россия, скорее всего, нарастила свои военно-морские силы в Средиземном море и теперь у нее, похоже, больше военных кораблей у сирийского побережья, чем было во время заявления Путина.
Их роль заключается в охране грузовых судов. Это также дает Москве возможность запуска с моря крылатых ракет.
У России, похоже, более десятка военных судов в Средиземном море, включая военный корабль «Зеленый дол», оснащенный крылатыми ракетами «Калибр» с точностью поражения в пределах 3 метров. Об этом свидетельствует информация российских государственных СМИ и база данных турецкого онлайн-проекта Bosphorus Naval News.
Москва, скорее всего, сохранит свое присутствие в море, сказал Барабанов из ЦАСТ.
«У России не так много кораблей, которые можно держать в Средиземном море. Ролью группировки было обеспечение «Сирийского Экспресса» и демонстрация по отношению к Западу, а затем и по отношению к Турции«.Минобороны РФ не ответило на вопросы о том, каковы задачи российских военно-морских сил в Средиземном море и планируется ли сократить из присутствие там.
Передвижения российских военных кораблей и большинства вспомогательных судов флота не отображаются в общедоступных базах данных. Однако многие из них хорошо видны, когда они проходят через Босфор на пути из России в Средиземное море и обратно.
В большинстве случаев невозможно проследить военные перевозки до портов назначения, поэтому данные лишь частичны.
Низкая ватерлиния
С тех пор как было объявлено о выводе российского воинского контингента из Сирии, Москва направила в Средиземное море наряду с «Яузой» два десантных корабля «Цезарь Куников» и «Саратов», которые предназначены для перевозки войск и снаряжения.
«Саратов» выглядел нагруженным, когда он проходил пролив Босфор в четверг, следуя на юг в сторону Сирии. Однако его ватерлиния была уже явно ниже, чем 14 марта, когда он был сфотографирован на обратном пути в сторону России.
Еще два больших десантных корабля — «Александр Отраковский» и «Минск», а также грузовое судно из состава вспомогательных сил Черноморского флота «Двиница-50» были сфотографированы турецкими блогерами при прохождении Босфора на пути из Сирии в Россию.
По меньшей мере два корабля — «Александр Отраковский» и «Двиница-50» — выглядели разгруженными на обратном пути.
На фотографиях видно, что «Александр Отраковский» при возвращении в Россию уже не сидел так глубоко в воде, как 2 марта, когда он проходил пролив в направлении Сирии. Неясно, перевозил ли он военнослужащих или военную технику.
Вряд ли на борту какого-либо из возвращавшихся кораблей были российские войска или техника. Судя по ватерлинии, у них не было значительного груза.
«Минск» уже направился обратно в сторону Сирии. Во вторник он был сфотографирован при прохождении Босфора. Его нос был погружен в воду, но разглядеть груз было невозможно.
Трафик гражданских грузовых судов между Россией и Сирией также не демонстрирует признаков снижения.
За две недели до того, как Путин объявил о выводе российских войск, в сирийские порты прибыли четыре грузовых судна, участвовавших в российских поставках.
Пятое судно — российский паром «Александр Ткаченко», который был ранее сфотографирован с военным грузовиками на борту, вероятно, также зашел в сирийский порт.
Данные Рейтер показали, что он приблизился к берегу Сирии, но затем неожиданно исчез на несколько дней, прежде чем появиться опять на пути обратно в Россию. Единственным объяснением этого может быть то, что он по каким-либо причинам отключил свои транспондеры.