За полтора года Мустафа Найем, депутат от Блока Петра Порошенко, в парламенте многое слышал о борьбе против коррупции.
«Когда мы во фракции говорим с президентом, все выглядит хорошо», — говорит Найем. «Но на самом деле, нет ничего хорошего». И поэтому Найем, родившийся в Кабуле и выросший в Киеве, в этот понедельник вместе с сотнями украинцев вышел на акцию протеста против застоя в политике перед зданием администрации президента.
Найем — личность колоритная. Блестящая лысина, всегда в черном. Он — символичная фигура. 21 ноября 2013 года он призвал в Facebook к протесту против президента Виктора Януковича. Это было начало протестов на Майдане и начало конца для коррумпированного и авторитарного президента. После побега Януковича в Россию политик и миллиардер Петр Порошенко в мае 2014 года стал новым президентом, а Найем — депутатом.
Генпрокурор — независимый, но только на бумаге
Несмотря на обещанные реформы, отсутствует прогресс в борьбе с коррупцией и клановой экономикой, а также олигархами, которые контролируют СМИ, партии и экономику. Это и неудивительно, ведь сам президент олигарх.
На демонстрацию перед зданием администрации президента пришел и военный капеллан Александр Мишура. «Перед своим избранием два года назад Порошенко громогласно обещал, что продаст свою шоколадную империю Roshen. Я ничего не слышал о том, что он действительно это сделал», — говорит Мишура. Повсюду на Украине открываются новые магазины Roshen. Капеллан регулярно навещает солдат на востоке страны. «Ребята проливают кровь за лучшую Украину. Каждый раз, когда они слышат, что в Киеве ничего не продвигается, они все больше разочаровываются».
Депутат Найем говорит: «Мы два года говорим о борьбе с коррупцией и необходимости создания независимой генпрокуратуры. Ничего не происходит». Генеральная прокуратура, насчитывающая 18 тысяч сотрудников, является независимым институтом и ядром антикоррупционной борьбы. Но только на бумаге. «После избрания Порошенко, мы слышали от него и обоих назначенных им генпрокуроров красивые слова — но не видели дел. Или не те дела», — говорит Найем.
«Олигархи и казнокрады»
«Генпрокурор Виктор Шокин за два года после Майдана не осудил ни одного коррупционера режима Януковича. Вместо этого он ведет следственные мероприятия против антикоррупционного гражданского движения, которое его критикует. Шокин блокирует отмену неприкосновенности предполагаемых парламентариев-коррупционеров. Прокуроры, которые эффективно борются с коррупцией, отстраняются или увольняются».
Так ситуацию описывает не только депутат Найем. Олег Прохоренко появился на должности главы государственного газового концерна, чтобы провести там реформы. И вот он пишет в газете «Киев Пост», что близкие к олигархам депутаты, финансовые ведомства, внутренние спецслужбы и генпрокуратура систематически препятствуют его попыткам искоренить коррупционные практики, которые стоят налогоплательщикам миллионы евро.
Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд заявила в конгрессе, что олигархи и казнокрады, которые на протяжении десятилетий контролируют Украину, теперь отбиваются властью. И американский дипломат потребовала новой, «чистой генеральной прокуратуры.
Политические трюки
Виктор Шокин, последователь Порошенко, кажется, уже потерял свою должность. После интенсивного давления президент Порошенко публично потребовал отставки Шокина. 16 февраля Шокин якобы принял это требование и ушел в отпуск. Однако в середине марта он вернулся и заявил, что в парламенту не хватило достаточного количества голосов для его отстранения. Затем парламент проголосовал против Шокина большинством голосов. Формально теперь генпрокурор отстранен.
Подобные политические трюки наблюдаются и в аппарате премьера. В отношении непопулярного премьера Арсения Яценюка Порошенко два месяца назад заявил, что согласен на его отставку — однако он все еще на месте.
Хотя в качестве премьера могла бы появиться популярная среди украинцев министр финансов Наталья Яресько, которая считается компетентным и независимым политиком. Но перспективы того, что Яресько могла бы создать правительство из независимых специалистов и начать настоящие реформы, настолько пугают Порошенко и его партнеров, что они представляют другую возможную кандидатуру на пост премьера — спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана.
«Гройсман преследует интересы президента и отдельных политических групп», — говорит Мириам Космель из фонда Фридриха Наумана в Киеве. Будет ли согласована кандидатура Гройсмана, пока неясно.