Соблазнительно обвинять Сирию во всех геополитических интригах, которые будут характерны для второго квартала 2016 года. Там идет длительная гражданская война, страна стала источником миграционного кризиса в Европе и серьезно осложнила борьбу Турции против курдов. Но по правде говоря, Сирия — просто пешка в большой игре, которую ведут более сильные и влиятельные страны, преследующие свои собственные интересы на Ближнем Востоке.
Главная среди них Россия, убравшая недавно основную часть своих войск из Сирии. Военное сокращение не изменит коренным образом ход гражданской войны, но определенно повлияет на политические соображения стран, которым небезразличен исход данного конфликта. Возможно, в этом и состоял все время замысел России. Не исключено, что Кремль вывел свои войска отчасти для того, чтобы влиять на переговоры в Женеве, отказавшись от длительных и дорогостоящих военных обязательств. Но вывод был осуществлен и для того, чтобы попытаться повлиять на представления Запада о его действиях на Ближнем Востоке, особенно в связи с тем, что европейцы будут в июле решать вопрос о том, отменять или нет санкции против России. (Члены НАТО будут также обсуждать планы расширения своего присутствия на западном фланге России.) Но убедить европейцев будет очень сложно. Даже те страны, которые склонны ослабить экономическое давление на Россию (например, Италия, Греция, Венгрия), будут использовать вопрос о санкциях в торге с Брюсселем, добиваясь от него снисходительности в отношении бюджетного дефицита, условий оказания финансовой помощи и просроченных и безнадежных банковских кредитов.
Вывод российских войск также осложнит переговоры Турции с Европой о миграционной политике. Анкара не намерена снимать с европейской шеи сотни тысяч мигрантов, но пользуясь отчаянным положением Европы, старается выбить из нее ряд уступок. Самое важное — это поддержка коалицией военного вторжения Турции на север Сирии, где курдские боевики постоянно расширяют свои территории. Поскольку Россия сокращает свое участие в сирийском конфликте и призывает включить курдов в процесс мирных переговоров, у Турции возникают дополнительные стимулы для ввода войск в северную Сирию. Но она вряд ли получит необходимую для этого поддержку.
На самом деле, все вовлеченные в сирийский и другие ближневосточные конфликты стороны должны умерить свои ожидания. Россия пока еще не ушла из Сирии, и хотя сокращение ее военного присутствия способно придать новые силы переговорному процессу о мире, мало кто верит в то, что это приведет к внезапному и долгосрочному прорыву. Между тем, попытки обеспечить прекращение огня в Сирии будут весьма ограниченными, а Европа продолжит поиски надежного решения своих проблем с мигрантами, поскольку голоса евроскептиков звучат все громче. Турция не сумеет заручиться необходимой ей поддержкой для начала результативного наступления на севере Сирии, а Киев, несмотря на свою слабость и неустойчивость, не захочет и не сможет пойти на политические уступки на востоке Украины, дабы удовлетворить Россию.
Евразия пытается решать собственные проблемы, и во втором квартале формировать глобальный экономический климат будут Соединенные Штаты Америки и Китай. Американская экономика продолжит свой рост, а китайская будет и дальше замедляться. Укрепление доллара создаст проблемы для Китая и приведет к неопределенности, что, в свою очередь, будет мешать экономике США. Отношения между двумя крупнейшими экономиками усилят неустойчивость на мировых рынках, однако меры финансового стимулирования Европейского центробанка в некоторой степени защитят еврозону от последствий. Этого нельзя сказать о Японии, где укрепление иены и снижение цен на активы может навредить экономике. Если ущерб будет налицо, правительство в Токио может принять дополнительные меры стимулирования. Между тем, 23 июня в Соединенном Королевстве состоится референдум по вопросу выхода из Евросоюза, и это событие с началом квартала будет приобретать все большее значение. Ожидания приведут к росту нестабильности в Британии и окажут понижающее давление на курс евро. Но ситуация быстро стабилизируется, если британцы решат остаться в составе союза, а мы подозреваем, что именно так и произойдет. В других районах мира небольшие и здоровые экономики получат дополнительные мотивы для либерализации кредитно-денежной политики и ослабления своих валют в интересах сохранения конкурентоспособности.
В предстоящие три месяца мировой рынок нефти будет по-прежнему перенасыщен, потому что туда вернется иранская нефть. На июньской встрече ОПЕК главным в ее повестке будет вопрос о замораживании добычи, однако Иран откажется от существенных сокращений, как и другие крупные нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия и ее союзники из Персидского залива скорее дождутся медленной корректировки на рынке, поскольку в предстоящие полгода добыча в США уменьшится. Это говорит о том, что нефтяных экспортеров ждет очередной трудный квартал.
Прогнозы по регионам
Европа
Направление продолжающегося политического дробления в Европе будет определяться событиями второго квартала. Погода улучшается, поток мигрантов с Ближнего Востока в Грецию не ослабевает, и все большее их количество будет пытаться добраться до Италии. Еврокомиссия и правительство Германии попытаются сохранить действие Шенгенского соглашения, разрешающего свободное передвижение между странами, однако ставший нормой в некоторых европейских странах пограничный контроль будет сохранен, особенно после взрывов в Брюсселе. Британия в конце квартала будет голосовать, решая, оставаться или нет в Евросоюзе, а поэтому попытки сохранить эту страну в составе континентального блока усилятся как внутри королевства, так и за рубежом.
Миграционный кризис
С улучшением погоды пересекать Эгейское море будет легче, из-за чего мигранты с Ближнего Востока продолжат свои попытки добраться до берегов Греции, несмотря на достигнутое недавно соглашение между ЕС и Турцией о снижении миграционных потоков. В свою очередь, страны ЕС будут медлить, когда придет время переселять беженцев на их территории.
Односторонние действия, такие как возведение заборов, пограничный контроль и квоты на предоставление убежища, будут продолжаться. Поскольку главный балканский маршрут почти полностью перекрыт, некоторые беженцы будут пытаться проникнуть на север Европы по запасным путям, скажем, через Албанию и Болгарию. Но если эти страны столкнутся с наплывом беженцев, они ужесточат контроль на своих границах с Грецией.
Все большее количество мигрантов будет направляться в Италию. Часть соискателей убежища, проникнув в Европу через Албанию, будет пытаться пересечь Адриатическое море, чтобы попасть на итальянскую территорию. С улучшением погоды в Средиземноморье активизируется маршрут, соединяющий Северную Африку и юг Италии. Италия в ответ поддержит усилия Брюсселя, призывающего ЕС к коллективным действиям в ответ на кризис, дабы защитить Шенгенское соглашение и поддержать планы усиления присутствия Евросоюза в Средиземном море. Между тем, некоторые соседи Италии могут решить закрыть свои границы, дабы предотвратить продвижение мигрантов на север.
Чтобы сдержать наплыв мигрантов, Европейский Союз представит планы по созданию европейской пограничной службы и береговой охраны, чтобы координировать действия с пограничниками отдельных стран. Страны ЕС, находящиеся на его внешней границе, такие как Италия, Греция, Польша и Венгрия, поддержат данную идею, однако воспротивятся предложениям Еврокомиссии дать Брюсселю полномочия направлять силы этого ведомства в ту или иную страну без их согласия. В предстоящем квартале такие пограничные силы не будут созданы.
Во втором квартале продолжатся дебаты о будущем шенгенской зоны. Страны, находящиеся вдоль балканского миграционного маршрута, будут выступать за приостановку членства Греции в Шенгенском соглашении, и за сохранение существующих мер пограничного контроля. Но Германия и Италия поддержат Грецию, в результате чего Афины останутся членом шенгенской зоны. Но и в этом случае Евросоюз, где у всех еще свежи воспоминания о брюссельских атаках, согласится на продление пограничного контроля на уязвимых участках миграционных маршрутов.
Миграционный кризис будет иметь политические последствия в Германии. Позиции канцлера Ангелы Меркель не будут поставлены на кон; но слабые результаты ее консервативной партии на мартовских региональных выборах и успехи выступающей против иммиграции партии «Альтернатива для Германии» породят разногласия внутри правительства. Меркель будет и дальше искать общеевропейские пути выхода из миграционного кризиса, но не найдет их. Получится так, что она будет полагаться на те немногие страны (а их станет еще меньше), которые продолжают поддерживать план по переселению мигрантов в Турцию.
Брексит или нет
Британский референдум о членстве в ЕС состоится 23 июня. Премьер-министр Дэвид Кэмерон и некоторые члены его кабинета, а также значительная часть Лейбористской партии будут выступать за то, чтобы остаться в Евросоюзе. Взбунтовавшиеся консервативные законодатели и антииммиграционная Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) будут бороться за выход. Stratfor полагает, что Британия останется в составе ЕС. Но если Брексит все же случится, это вызовет политический кризис в Лондоне, где руководство страны постарается сохранить открытыми каналы для переговоров с Европой.
Независимо от исхода голосования переговоры Кэмерона с Европейским Союзом открыли двери для других государств, которые теперь будут предъявлять свои собственные требования к союзу, поддерживая их угрозой проведения референдумов у себя. Благодаря голосованию в Британии странам стало легче воздерживаться от участия в работе по углублению европейской интеграции. В полной мере эффект от этих перемен мы почувствует не в наступающем квартале, а существенно позднее.
События на периферии еврозоны
Квартал будет отмечен политической и экономической неопределенностью в еврозоне. Правительство Греции договорится с кредиторами и получит очередной транш в рамках программы помощи. Это значит, что дефолт и выход Греции из еврозоны снова будет отсрочен. Но эта договоренность не останется без последствий: ослабнет народная поддержка Афин, а система социальной защиты семей будет и дальше разрушаться. Соответственно, перед Грецией встанет перманентная угроза политических и социальных потрясений.
В Испании основные политические партии не смогут договориться о формировании правительства. Напряженные переговоры о заключении такой договоренности состоятся, однако скорее всего, Испании в конце июня придется проводить новые выборы. Это не приведет к какому-то серьезному экономическому либо финансовому кризису в течение квартала. Тем не менее, политическая неразбериха и перспектива создания нового правительства, которое может отказаться от ряда реформ, осуществленных при прежнем руководстве, ослабит доверие рынка в стране. Мадрид может снова не выполнить свои обязательства по снижению дефицита, что создаст новые проблемы для Испании. Такая же ситуация и в Португалии, где неустойчивое правительство будет без особого успеха убеждать финансовые рынки в своей способности излечить португальскую экономику. Поскольку правительство страны состоит из ненадежной многопартийной коалиции, нельзя исключать и досрочные выборы. Второй квартал будет богат на события и на Кипре, который 22 мая будет проводить выборы в законодательный орган власти. Если победят силы, выступающие за объединение, то признанное мировым сообществом греческое правительство в Никосии будет стремиться к продолжению переговоров с турецким правительством Северного Кипра. Хотя и север, и юг заинтересованы в продолжении переговоров, во втором квартале мы не рассчитываем на какие-то значительные подвижки.
Банковская система Италии и Португалии скорее всего будет нести основную тяжесть глобальных экономических неурядиц, скажем, при поступлении плохих новостей об экономике Китая или США, которые негативно отразятся на европейских рынках. Испания тоже может оказаться уязвимой в силу политической неопределенности в Мадриде. Но на данном этапе любые шатания вряд ли будут драматическими, поскольку пакет мер, объявленных 10 марта Европейским центробанком, обеспечит достаточное оживление на рынке ценных бумаг, а также стабильность банковских балансов в еврозоне.
События на востоке
Варшава предпримет дальнейшие шаги по ужесточению контроля за политической системой и экономикой Польши, что приведет к новым трениям с Западом. Во втором квартале польское правительство введет особый налог на супермаркеты, где велика доля иностранных инвестиций. Популистские действия Варшавы вызовут поляризацию в обществе страны, и в наступающем квартале возобновятся антиправительственные протесты. Но оппозиция в Польше слаба, и нынешнее правительство сохранит власть.
В июле состоится саммит НАТО, и в его преддверии Варшава продолжит требования об усилении военного присутствия альянса в Восточной Европе. Польское правительство будет добиваться расширения политического сотрудничества от стран Вышеградской группы, куда кроме нее входят Венгрия, Чехия и Словакия. Польша будет стремиться координировать свою позицию по вопросам ЕС с группой.
Сербия 24 апреля проведет выборы, которые вряд ли внесут серьезные изменения в ее внешнюю политику. Новая администрация в Белграде не изменит намерение Сербии вступить в Европейский Союз, сохраняя при этом связи с Москвой в период усиления напряженности между ЕС и Россией.
В последние недели квартала все громче зазвучат дебаты о санкциях Евросоюза против России. Некоторые члены ЕС, скажем, Италия и Венгрия, будут подавать сигналы о том, что не стоит продлевать санкции после истечения срока их действия в конце июля. Но Европейский Союз вряд ли отменит санкции во втором квартале, а возможно, сохранит их до конца года.
Бывший Советский Союз
Россия: связь между Сирией и санкциями
Во втором квартале Россия будет стремиться переформатировать сирийский кризис и соответственно, добиться отмены санкций ЕС. Сокращая свои силы в Сирии на фоне продолжающихся в Женеве переговоров, Москва попытается предстать в роли партнера в сирийском урегулировании, а не в качестве агрессивного интервенциониста. Но Россия по-прежнему обладает значительным политическим и военным влиянием в Сирии, и может вновь активизировать свои военные операции, если посчитает это необходимым. Все это будет определять рамки переговоров России с Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Прежде всего, Москва попытается изменить атмосферу в преддверии двух важных событий, которые состоятся в третьем квартале: саммит НАТО в Варшаве и решение ЕС по санкциям.
Для принятия решения об отмене или облегчении санкций ЕС против России до истечения срока их действия в конце июля потребуется, чтобы за это единогласно проголосовали все 28 стран-членов. Во втором квартале этого не произойдет. Но для продления санкций после истечения срока их действия также потребуется единогласие. В предстоящие месяцы Россия будет прилагать усилия по лоббированию своих интересов в тех странах, которые наиболее склонны к облегчению санкций, чтобы они в июле проголосовали в пользу Москвы. Это прежде всего Италия, Венгрия и Греция. С той же целью Россия пригласит в июне на Международный экономический форум в Санкт-Петербург важных лидеров ЕС и элиту европейского бизнеса.
В связи с этим нужно следить за Германией. В Германии, ЕС и США раздаются голоса, призывающие Берлин не спускать России с рук ее действия на Украине. Но Германия также изыскивает способы для замедления потока беженцев из Сирии, а Россия увязывает данный вопрос со своим уходом из этой страны и с женевскими переговорами. Во втором квартале важную роль будет играть дипломатия между Россией и ЕС: от двусторонних визитов до многосторонних встреч в Минске и Нормандии. Россия сохранит свое присутствие на Украине, хотя ни серьезной военной эскалации, ни, коль уж на то пошло, политических уступок от нее ждать не приходится.
Между тем, Россия будет еще сильнее бряцать оружием накануне натовского саммита, несмотря на сокращение группировки в Сирии. Мотивацией для угроз со стороны России послужат призывы Польши, Румынии и прибалтийских государств, которые настаивают на постоянном базировании сил НАТО в своих регионах и на наращивании натовского военного присутствия.
В этом квартале Россия и Япония проведут встречи на высоком уровне, демонстрируя некую оттепель в отношениях. Однако Москва не пойдет ни на какие уступки в вопросе о спорных Курильских островах, а Япония вряд ли отменит санкции, пока это не сделают другие (скажем, Евросоюз). Москва будет приглашать Токио к участию в крупных инвестиционных проектах, особенно в энергетической сфере, которые она планирует осуществлять в Арктике и на Дальнем Востоке. Соединенные Штаты давят на Японию, чтобы та не вкладывала деньги в России и не поставляла туда свою технику и технологии, однако похоже, что Токио в этом году готов к поиску компромиссов в экономической области.
Возможные потрясения в России
Во втором квартале вступит в силу кремлевский план по предотвращению экономического кризиса. Он предусматривает увеличение государственных инвестиций в российские регионы, в автомобилестроение и в банковскую отрасль. В то же время, Кремль наверняка пойдет на новые бюджетные сокращения, а некоторые крупные фирмы могут приступить к распродаже активов внутри страны и за рубежом. Хотя Москва будет осуществлять планы приватизации некоторых компаний, таких как «Вертолеты России» и «Алроса», ей будет трудно сделать то же самое с более крупными корпорациями, такими как энергетический гигант «Роснефть». Самая важная приватизация, за которой нужно следить в этом году, коснется энергетической компании «Башнефть». «Лукойл» может побороться за приобретение фирмы с «Роснефтью». Это будет битва гигантов, которая потребует вмешательства Кремля. В Москве также пройдут дебаты о том, ограничивать или нет монополию «Газпрома» на внутренние и экспортные трубопроводы, хотя неясно, будет ли решение по данному вопросу принято в этом квартале.
Между тем, Кремль будет готовиться к парламентским и региональным выборам, которые состоятся в третьем квартале. Кремль готовит договоренности с оппозиционными группами с целью укрепления позиций правящей партии «Единая Россия» перед сентябрьским голосованием, оказывает давление на губернаторов (а возможно, будет проводить перестановки в их рядах) и расстраивает планы по организации протестов. Самым большим затруднением для Кремля в этом квартале станет вопрос о том, что делать с чеченским президентом Рамзаном Кадыровым, который недавно заявил, что не пойдет на переизбрание. На сегодня заявление Кадырова похоже на попытку надавить на российского президента Владимира Путина, чтобы тот оказал ему поддержку и дал полномочия на дальнейшее руководство Чечней.
Нестабильность на Украине
На Украине в этом квартале возможна крупная политическая перетряска (видимо, уже в ближайшее время). Это будут перестановки в кабинете и в правящей коалиции, хотя досрочные выборы вряд ли будут созваны и проведены. Хотя премьер-министр Арсений Яценюк в первом квартале избежал вотума недоверия, во втором он, видимо, покинет свой пост, уступив место спикеру парламента Владимиру Гройсману, который возглавит новое правительство. Поскольку досрочных выборов удастся избежать, крайне необходимая финансовая помощь со стороны Международного валютного фонда во втором квартале должна возобновиться, и Украина в финансовом плане останется на плаву.
Учитывая политическую непредсказуемость на Украине, Киев вряд ли выполнит ключевые политические положения Минского соглашения, такие как предоставление автономии сепаратистским регионам и признание выборов в Донбассе. Конфликт на востоке Украины не прекратится, хотя крупных наступлений со стороны сепаратистов ждать не стоит. Киев продолжит борьбу с пророссийскими сепаратистами с одной стороны, и с крайне правыми ультранационалистическими группировками с другой, но украинское правительство не падет.
Другие страны на постсоветском пространстве
Волновой эффект от противостояния России и Запада на Украине будет и дальше проявляться на периферии бывшего Советского Союза. В Белоруссии правительство будет углублять экономические связи с Западом в целях решения застарелых финансовых проблем, одновременно поддерживая стратегические отношения с Россией в военной области и в сфере безопасности. В Молдавии, где продолжается политическое противостояние между пророссийскими оппозиционными партиями и проевропейским правительством, обстановка немного стабилизируется. Антиправительственных протестов станет меньше, однако внешняя политика Молдавии так и не выйдет из тупика. Прибалтийские государства продолжат поиск альтернативных источников энергии, отдаляясь от России и добиваясь более прочных обязательств со стороны НАТО. Но во втором квартале постоянное военное присутствие альянса в этом районе создано не будет.
На Кавказе Грузия будет развивать экономические связи с Россией, одновременно добиваясь больших обязательств со стороны НАТО в преддверии саммита в Варшаве. Но ни в этом квартале, ни после на полноправное членство Грузии в Североатлантическом альянсе рассчитывать не стоит. Азербайджан пойдет на эскалацию спора с Арменией из-за Нагорного Карабаха в попытке отвлечь внимание населения от внутренних экономических трудностей. Однако серьезные боевые действия вряд ли начнутся. Россия и Турция будут пытаться влиять на ход переговоров между двумя странами, действуя через своих союзников.
В Центральной Азии экономические проблемы, связанные со снижением объемов денежных переводов и с ростом безработицы, спровоцируют протесты и вызовут политическую нестабильность в масштабах региона. У Казахстана и Узбекистана есть планы по снижению протестного давления за счет приватизации компаний, однако им будет сложно найти зарубежных покупателей. Угроза проникновения боевиков из Афганистана через границу с Центральной Азией будет сохраняться, а поэтому Россия и США продолжат соперничество за партнерство со странами региона в сфере безопасности. Таджикистан будет наращивать сотрудничество в сфере безопасности, и особенно в вопросах контртеррористической борьбы с другими странами, особенно с Китаем, но сохранит стратегический союз с Россией.
Ближний Восток и Северная Африка
Перегруппировка в Сирии и Турции
Приоритетом для Турции во втором квартале будет противодействие угрозе территориальной экспансии со стороны курдских Отрядов народной самообороны, действующих на севере Сирии. Несмотря на сокращение своего воинского контингента, Россия посредством авиаударов по-прежнему может блокировать военные наступления, и это, скорее всего, удержит Турцию от отправки войск на север Сирии для создания зоны безопасности. Вместо полномасштабной интервенции Турция при поддержке Совета по сотрудничеству стран Персидского залива будет поставлять повстанческим силам на севере оружие, оказывать финансовую помощь и осуществлять артиллерийскую поддержку в попытке ослабить курдские силы самообороны. Турки также воспользуются европейской обеспокоенностью по поводу миграции и будут выбивать из Европы уступки в вопросах финансирования, ослабления визового режима и вступления в ЕС. НАТО с готовностью пойдет на переговоры с Анкарой о наращивании сил и средств разведки, наблюдения и противовоздушной обороны на сирийско-турецкой границе, однако участвовать в наземном наступлении не станет. Соединенные Штаты, между тем, продолжат сотрудничество с Отрядами народной самообороны в рамках борьбы с «Исламским государством», особенно к востоку от реки Евфрат. Дабы успокоить турок, Вашингтон под влиянием Анкары будет также наращивать поддержку повстанцам.
Россия будет способствовать проведению переговоров в Женеве, дабы показать свою полезность в урегулировании сирийского кризиса. Но в этом квартале переговоры не приведут к окончанию боевых действий. В условиях раскола страны будет набирать силу федерализм как возможная модель государственного устройства и средство урегулирования. Турция будет сопротивляться такому устройству и планам предоставления дополнительной автономии курдам, опасаясь того, что это приведет к усилению Отрядов народной самообороны и их связей с Курдской рабочей партией. Россия и Иран могут воспользоваться намеченными на апрель парламентскими выборами в Сирии для подкрепления своих доводов о том, что решение проблем должно искать избранное правительство в Дамаске, хотя гражданская война и правительство Асада будут во многом препятствовать явке избирателей.
Преданные Асаду силы, которые неизменно ведут основную борьбу с повстанцами, теперь сконцентрируются на возврате утраченных территорий, которые перешли под контроль «Исламского государства». Сирийские демократические силы в этом квартале тоже сосредоточат свои усилия на борьбе с «Исламским государством», уделяя основное внимание Ракке и Дейр-эз-Зору. Та поддержка, которую Турция, США и страны Персидского залива продолжают оказывать повстанцам, не может сравниться с иранским и российским участием в конфликте и с той помощью, которую они оказывают войскам Асада, но ее будет достаточно, чтобы повстанцы не потерпели полное поражение.
Бегущие с юга Сирии беженцы будут создавать угрозу безопасности Иордании. Хотя Иордания с помощью США и других союзников ужесточила меры безопасности на границе, атаки боевиков будут по-прежнему угрожать этой стране.
Сокращение добычи нефти и противодействие этим усилиям
Перед июньской встречей ОПЕК будет немало домыслов и предположений. Члены ОПЕК могут дать согласие заморозить добычу в текущих объемах, которые уже очень велики, однако часть самых крупных нефтедобывающих стран в лице Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Катара не пойдет на сокращение добычи в целях стабилизации цен. Более того, еще один крупный производитель, Иран, не согласится заморозить или сократить добычу, потому что с него только что сняли санкции. На самом деле, во втором квартале он будет постепенно наращивать добычу, и к концу года превысит досанкционный уровень примерно на 250-500 тысяч баррелей в день. Саудовская Аравия и ее партнеры из Персидского залива скорее будут ждать корректировки на рынке, которая может начаться в предстоящие месяцы.
В этом квартале Саудовская Аравия и страны Персидского залива будут медленно и осторожно проводить структурные реформы. Последствия отказа от субсидий будут наиболее заметны в Бахрейне и Омане. Уравновешивающие меры, такие как денежные выплаты, защитят местное население от самых суровых последствий, однако нельзя исключать возможность некоторых волнений в обществе. Силы безопасности Бахрейна, действуя при поддержке Саудовской Аравии и Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, хорошо подготовились к борьбе с масштабными беспорядками, если они возникнут в бедных районах и там, где проживают меньшинства.
Большинство членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива в этом квартале будет обращаться к международному финансированию. Саудовская Аравия, Кувейт и Катар хотят получить миллиарды долларов, чтобы смягчить последствия от удара, вызванного сокращением денежных резервов. Бахрейн только что отменил выпуск облигаций, когда агентство S&P понизило его кредитный рейтинг, и поэтому в предстоящие несколько месяцев он вряд ли пойдет на новый выпуск, полагаясь вместо этого на Саудовскую Аравию, которая может обеспечить его ближайшие потребности в финансах и в области безопасности. Июньская встреча Совета по сотрудничеству стран Персидского залива подведет итог дискуссиям о введении в 2018 году налога на добавленную стоимость, создав новый прецедент для стран региона, которые пусть неохотно, но начинают пересматривать условия общественного договора со своими гражданами.
В Иране президент Хасан Рухани воспользуется импульсом силы, который он получил в результате выборов в парламент и Совет экспертов, и окончательно оформит пакет экономических стимулов, предложенных в октябре. Предстоящие переговоры с иностранными нефтяными компаниями могут привести к подписанию крупных инвестиционных контрактов в иранской нефтяной отрасли. Министерство нефти установило срок в один год для заключения всех тех контрактов, которые ему нужны. Сума этих контрактов может составить от 10 до 15 миллиардов долларов.
Эр-Рияд: жестокость из милосердия
В условиях нарастания финансовой нагрузки Эр-Рияд постарается сделать так, чтобы его инвестиции давали Саудовской Аравии необходимое влияние в регионе. Как показали события в Ливане в первом квартале, Саудовская Аравия сигнализирует своим реальным и потенциальным союзникам, что она будет выдавать финансовое вознаграждение только тем странам, которые согласовывают свою политику с политикой Эр-Рияда. Для таких раздробленных стран как Ливан этот фундаментальный сдвиг в политике неприемлем. Саудовская Аравия не оставит свои поля сражений в таких странах как Ливан, где она действует через собственных ставленников, но одновременно будет стремиться к приобретению новых, более надежных союзников. А в Ливане она будет содействовать формированию суннитского ополчения, чтобы создать противовес «Хезболле». Чтобы не дать Ирану воспользоваться отсутствием Эр-Рияда, США и Франция заполнят вакуум, оставленный саудовцами в Ливане, что касается военной и финансовой помощи. Другие страны залива, такие как Кувейт, будут действовать тоньше и деликатнее на фоне агрессивного подхода саудовцев к отношениям с ливанскими фракциями. Усиление соперничества между Ираном и Саудовской Аравией в Ливане приведет к том, что патовая политическая ситуация по вопросу ливанского президентства во втором квартале сохранится.
Очередная фаза йеменского кризиса
В Йемене есть возможность, что перемирие между саудовцами и боевиками-хуситами вдоль северной границы перерастет в нечто большее. Успешное наступление коалиционных войск во главе с Саудовской Аравией с выходом на окраину Саны сместило баланс в сторону урегулирования, и в середине апреля в Кувейте должны начаться новые переговоры. Но какая бы мирная договоренность ни была достигнута в этом квартале, в результате ее заключения полный мир в Йемене все равно не будет обеспечен. Недавние военные и дипломатические действия наглядно показали, какие серьезные трещины существуют в альянсе между хуситами и верными Али Абдалле Салеху (Ali Abdullah Saleh) силами. Видимо, бывшего президента исключат из того политического решения, о котором договорятся стороны конфликта. Если это произойдет, боевики Салеха останутся противниками саудовской коалиции, но они будут слишком слабы, чтобы оказывать достойное сопротивление — как на поле боя, так и за столом переговоров.
Завершение военной кампании саудовской коалиции никак не поможет прекращению боевых действий между южными сепаратистами, проправительственными силами и экстремистами в условиях, когда все они борются за власть в Йемене, и особенно на юге страны. Йеменскому правительству будет трудно консолидировать свою власть. Сепаратисты юга будут активнее чем прежде выступать против центрального правительства. Между тем, угроза со стороны джихадистских фракций, связанных с «Исламским государством» и «Аль-Каидой», будет сохраняться, несмотря ни на какие мирные соглашения. Понадобится немало времени, чтобы восстановить йеменский аппарат безопасности и возродить его сотрудничество с зарубежными государствами, что помогало и будет помогать сдерживать угрозы со стороны боевиков.
Протесты в Багдаде
Продолжится подготовка к долгожданному наступлению в Мосуле. Иракские и международные коалиционные силы наращивают свою группировку в прилегающих к городу районах. Силы безопасности Ирака будут добиваться новых успехов в провинции Анбар, продвигаясь в направлении Фаллуджи, где они уже в этом квартале могут освободить некоторые районы. Участие в боевых действиях шиитских боевиков будет раздражающе действовать на местные суннитские силы, особенно в провинции Дияла, где произойдут жестокие столкновения. Демонстрации против правительства премьер-министра Хайдера Аль-Абади наверняка усилятся и могут привести к тому, что зазвучат требования об отставке президента, в то время как премьер без особого успеха пытается осуществить антикоррупционные реформы и создать технократический кабинет министров. Если протесты окажутся достаточно сильными и создадут угрозу для власти, Иран без колебаний откажется от Аль-Абади и поддержит популярного кандидата ему на замену. Тегеран будет активно поддерживать альтернативных шиитских лидеров, чтобы сохранить свое влияние в Ираке, а также станет тесно сотрудничать с политическими союзниками типа организации «Бадр», дабы найти премьеру такую замену, которая будет одновременно популярной в Ираке и проиранской. В то же время, Багдад и Тегеран вряд ли решатся поддержать кандидата, который вынудит западных партнеров отказаться от военной поддержки Ирака. Кроме того, Тегеран будет настаивать на участии «шиитских сил народного ополчения» в подготовке наступления на Мосул.
Волнения в обществе негативно отразятся на региональном правительстве Курдистана, которое сталкивается с проблемами в выплате зарплат государственным служащим. Президент Масуд Барзани постарается отвлечь внимание от протестов и от тех вызовов, которые ему бросают политические противники, призывая к проведению референдума по вопросу независимости. Однако его призывы не очень помогут снизить напряженность. Турция, хоть и встревоженная разговорами о референдуме, сохранит свои отношения с Барзани и будет продвигать планы прокладки газопровода, который должен связать иракский Курдистан и Турцию. Поскольку Анкара продолжит свою военную кампанию против боевиков из Курдской рабочей партии, вырастет напряженность между ними и Демократической партией Курдистана под руководством Барзани в северном Ираке. В связи с этим усилится вероятность нападений на турецко-курдистанский нефтепровод.
Оттепель в отношениях в восточном Средиземноморье
Во втором квартале угроза общественных беспорядков в Египте усилится по сравнению с первым кварталом, потому что стране остро не хватает долларов и случаются перебои с импортом. После девальвации валюты Египту грозит рост инфляции. Мы полагаем, что в треугольнике Рафах — Эль-Ариш — Шейх Зувейд будет усилена группировка сил безопасности и активизирована их противопартизанская подготовка в целях расширения борьбы с боевиками на Синайском полуострове.
По настоянию саудовцев в этом квартале может быть достигнут некоторый прогресс в отношениях между Египтом и Турцией. Важным шагом в этом направлении станет участие Каира в саммите Организации исламского сотрудничества, который пройдет в апреле в Стамбуле. На фоне постепенного потепления в египетско-турецких отношениях Анкара будет также медленно улучшать свои связи с Израилем. Во втором квартале возможно восстановление дипломатических отношений между двумя государствами. В рамках переговорного процесса турецкая помощь будет доставляться в Газу в рамках облегчения блокады против этой территории, а ФАТХ может восстановить свой контроль над пограничным переходом в Рафахе.
Безопасность Северной Африки
Сохраняющаяся нестабильность в Ливии будет пагубно сказываться на ее соседях в Северной Африке. Даже если Палата представителей в Тобруке утвердит правительство национального согласия (этот план поддерживает ООН), напряженное соперничество между политическими фракциями будет и дальше разрушать эту страну. Иностранное военное присутствие в Ливии будет расширяться, чтобы можно было вести борьбу со скоплениями отрядов «Исламского государства» посредством авиаударов. Одновременно активизируется боевая подготовка местных сил и советническая деятельность иностранных военных, в частности американского, французского, итальянского и британского спецназа. Продолжится борьба за власть между Палатой представителей, Всеобщим национальным конгрессом в Триполи, правительством единства и участниками внутриливийского диалога. Это значит, что в стране может появиться три, а то и четыре правительства, и все они в этом квартале будут претендовать на легитимность.
Тунис снова обратится с просьбой о помощи к Британии и США в обеспечении безопасности его границ от «Исламского государства», чьи силы сосредоточены в Ливии. Он будет и дальше добиваться финансовой поддержки от Европы, США и стран Персидского залива, дабы сдержать внутренние беспорядки. В этом квартале ему удастся справиться с протестами. Волна отставок в правящей партии президента страны Беджи Каида Эс-Себси (Beji Caid Essebsi) «Призыв Туниса» пошла на убыль, и эта партия возрождается из пепла с новым названием и под руководством нового генерального секретаря Мохсена Марзука (Mohsen Marzouk). Эта партия и другие формирующиеся коалиции будут привлекать к себе большое внимание и немало последователей, а протесты полиции и гражданского населения против безработицы и за повышение зарплат продолжатся.
В то время как в Тунисе налицо раскол, в Алжире происходит консолидация. Продолжатся реформы в сфере безопасности и конституционные реформы, призванные повысить роль гражданского правительства и уменьшить полномочия президентской власти. Выступающую против этих перемен политическую оппозицию удастся сдержать. Алжир будет искать покупателей для своих энергоресурсов, одновременно заверяя союзников и торговых партнеров в стабильности страны в процессе передачи президентской власти. В апреле ожидается оглашение пересмотренного экономического плана и продажа облигаций, цель которых — поддержать находящуюся в застое экономику страны.
Восточная Азия
Китаю приходится считаться с противоположными экономическими нагрузками
В Китае, где уже предпринимаются усилия по восстановлению экономического равновесия, снижение темпов развития экономики вынудит власти пойти на структурные реформы. Но они столкнутся с сопротивлением как на местах, так и в центре. Важный вопрос для Пекина заключается в том, как провести реформы и при этом свести к минимуму краткосрочные негативные последствия от них. В результате даст о себе знать непоследовательность в формировании плановой экономической политики, например, сокращение избыточных производственных мощностей и интернационализация юаня. Председатель Си Цзиньпин и его сторонники будут стремиться к укреплению своей власти и контроля над государственной системой пропаганды, указывая чиновникам на необходимость проводить партийную линию, а местным властям — решать социально-экономические проблемы.
Действия по достижению целевых показателей, намеченных в декабре Центральной экономической рабочей конференцией, начнутся всерьез после принятия недавно Всекитайским собранием народных представителей нового государственного бюджета. Для начала власти продолжат работу по сокращению производства и лишних производственных мощностей в отраслях тяжелой промышленности, особенно сталелитейной и угольной. За этим последуют увольнения, неоплачиваемые отпуска и демонстрации рабочих, особенно в северных провинциях, где сосредоточены предприятия угольной и металлургической промышленности. Между тем, влезшие в серьезные долги местные власти продолжат торг с центральным правительством, чтобы оно взяло на себя большую часть финансовой нагрузки в связи с нарастающей безработицей. Местные администрации будут также соперничать друг с другом в попытке выбить у центрального правительства больше средств на переселение, общая сумма которых на предстоящие два года должна составить примерно 15,5 миллиарда долларов. Из-за всех этих маневров на местах процесс оптимизации производственных мощностей и переселения рабочих будет идти крайне неравномерно. Рабочих мест станет намного меньше независимо от того, выполняются или нет в полной мере решения по борьбе с безработицей.
Благодаря усилиям по сокращению излишков производственных мощностей будут развиваться программы местных властей по выпуску облигаций, которые были начаты год назад. Экономические взгляды местных администраций в большинстве своем не очень сильно изменились после выдвижения в 2015 году инициативы по долговым свопам, а поэтому выкупать эти облигации скорее всего снова придется местным банкам.
Китай также приступит к осуществлению программы, позволяющей банкам обменивать проблемные кредиты на ценные бумаги. Это сократит число банкротств и поможет навести порядок в балансах неблагополучных компаний. Эта программа также позволит некоторым «компаниям-зомби» брать больше кредитов, чтобы в ближайшей перспективе остаться на плаву, что частично ослабит проблему усиливающейся безработицы в стране, но одновременно усилит долгосрочную нагрузку на китайские финансовые учреждения.
Тем временем, местные власти в городах третьего и четвертого порядка, где находится 70% нераспроданной жилой недвижимости, понизят барьеры для покупателей домов, чтобы сократить их избыток. Но спрос на недвижимость будет невелик, потому что маленьким китайским городам будет трудно убедить граждан приобретать излишки жилья. Более того, если будут снижены барьеры для покупателей, у застройщиков появятся новые стимулы для продолжения строительства в этих городах, хотя и более низкими темпами, чем в предыдущие годы. В то же время, ослабление ограничений при покупке жилья приведет к росту спекуляций с недвижимостью в больших городах (которую давно уже считают надежным вложением средств). В этом случае понадобятся усилия по управлению рынками недвижимости, которые развиваются ускоренными темпами, а это потребует новых нормативных мер, скажем, ограничений на использование кредитов в качестве первых взносов на жилье.
Замедление темпов экономического развития также заставит Китай поддерживать свой кредитный рынок мерами кредитно-денежной либерализации в целях стимулирования роста экономики. Однако эти действия будут мешать направленным на перспективу усилиям по снижению растущего корпоративного долга. Неисполнений долговых обязательств, особенно в металлургии, горнодобывающей промышленности, в сфере недвижимости, транспорта и строительства в этом квартале станет больше. В целом правительству придется закачивать кредитные средства, чтобы дать некоторым компаниям возможность для рефинансирования, и таким образом сохранить им жизнь. В то же время, ему в рамках решения проблем с долгами придется мириться с увеличением числа неплатежей.
Стремление Пекина сохранить стабильность юаня, сделать свою валюту международной и открыть рынки для иностранного капитала будет противоречить его усилиям по сдерживанию оттока денежных средств. Неизбежно в политике Китая возникнет непоследовательность. Во втором квартале власти вряд ли допустят значительное обесценивание юаня, принимая во внимание то, насколько отрицательно две предыдущие девальвации сказались на внутреннем и мировом рынке. Более того, Пекин явно обеспокоен тем, что очередное резкое падение юаня ускорит отток капитала, причем в тот самый момент, когда он пытается подать сигнал о стабильности своей политики. Крупные валютные резервы страны создают для правительства подушку безопасности, при помощи которой можно поддерживать курс валюты на приемлемом уровне.
Китай продолжит работу по укреплению своей нормативной базы в финансовой системе, либо под эгидой китайского центробанка, либо посредством нового регулятора, который станет результатом слияния Китайской комиссии по ценным бумагам, Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая и Комиссии по регулированию страховой деятельности Китая. В рамках этих усилий будут предприняты попытки сделать политику Пекина более последовательной и связной, а также не допустить повторения неудачных действий по стабилизации фондовых рынков. Атаки на финансовый сектор в ходе продолжающейся антикоррупционной кампании могли ослабить открытое сопротивление укреплению нормативной базы, и в этом квартале может произойти номинальное объединение вышеупомянутых регуляторов. Тем не менее, логистические трудности в борьбе с китайским местничеством будут мешать стране координировать свою экономическую политику.
Партия продолжает централизацию власти
Борьба за экономическую стабильность будет сопровождаться дальнейшими усилиями коммунистической партии по централизации власти, цель которых снизить социальную напряженность и запугать самонадеянные новомодные фракции, которые борются за власть в преддверии намеченного на 2017 год партийного съезда. Например, партия воспользуется последней волной антикоррупционных расследований (главная мишень здесь — государственные пропагандистские органы) и реализацией жестких ограничительных мер против иностранных неправительственных организаций для ужесточения контроля за новостными СМИ, как государственными, так и нет, а также за социальными сетями.
Ни Китай, ни Тайвань не заинтересованы в ухудшении своих отношений, тем более администрация избранного президента Тайваня Цай Инвэня (Tsai Ing-wen) все еще пытается укрепить свои позиции. Цай официально вступит в должность в мае.
Избирательный сезон накладывает ограничения на Японию
Во втором квартале в центре внимания Японии будет подготовка к выборам в верхнюю палату парламента, которые состоятся в июле. Главными в повестке будут вопросы безопасности и экономики. Администрация премьер-министра Синдзо Абэ пытается внести поправки в конституцию, чтобы Япония могла взять на себя более весомую роль в вопросах безопасности, а также ведет борьбу за стимулирование экономического роста.
Правящая коалиция во главе с Либерально-демократической партией Абэ попытается обеспечить себе поддержку в две трети голосов, чтобы конституционные изменения были приняты. Японский законодательный орган во втором квартале будет обсуждать законопроект о Транстихоокеанском партнерстве, внесенный правительством в начале марта, и его ратификация может состояться в ближайшие месяцы. Между тем, оппозиция, и в том числе, новая партия, сформированная путем слияния Демократической партии и Партии инновации, будут налаживать взаимодействие в попытке лишить правящую коалицию супербольшинства в верхней палате. Нацеленная на июльские выборы Либерально-демократическая партия не захочет делать ничего такого, что вызовет обвинения в ее адрес в нарушении японской конституции, налагающей ограничения на военные действия за границей. Она будет также призывать центральное правительство усилить давление на местные администрации, дабы те увеличили бюджетные расходы ради кратковременных улучшений в экономике, которая все равно будет давать сбои из-за недостаточной эффективности «абэномики».
Токио почувствует необходимость принять новые меры стимулирования с учетом провалов в бюджетно-кредитной политике и кажущейся потребности в увеличении государственных расходов в силу слабых потребительских трат. Все громче будут звучать голоса, призывающие предпринять вторую попытку и все-таки ввести отрицательные процентные ставки в этом квартале, хотя такое понижение вряд ли улучшит экономическую ситуацию.
В мае Япония будет проводить саммит Группы семи, на котором главное внимание будет уделено конфликтам на Украине и в Сирии, проблемам безопасности и напряженности в Азии, а также координации усилий по преодолению мирового экономического спада. Накануне этого саммита Токио может попытаться собрать вместе членов «семерки» и Россию. Не исключено, что ради этого Абэ пригласит к себе президента Владимира Путина. Россия, являющаяся ключевым участником усилий по разрешению конфликтов Сирии и на Украине, также заинтересована в привлечении японских инвестиций в Сибирь. Похоже, что Токио не против таких сделок, но переговоры о подписании мирного договора в предстоящем квартале далеко не продвинутся.
Корейский полуостров: напряженность на границе и внутриполитические маневры
Во втором квартале будет сохраняться напряженность между Северной Кореей с одной стороны, и Южной Кореей, Соединенными Штатами и Японией с другой, причем в такой обстановке вполне вероятны новые провокации Пхеньяна. В мае Ким Чен Ын будет председательствовать на первом с 1980-х годов съезде Трудовой партии Кореи. Возможно, он изложит направления новой политики и инициативы, направленные на укрепление партийной и его личной власти, и демонстрирующие решимость руководства перед лицом внешнего давления, например, новых санкций ООН. Ким также назначит своих верных помощников на должности, которые прежде занимали руководители переходного периода, отобранные администрацией его отца. Вероятно, северокорейский лидер воспользуется этой возможностью, дабы продемонстрировать главенство Трудовой партии Кореи над военными, чья власть во время правления Ким Чен Ира возобладала над властью партии. В преддверии съезда Пекин может начать более активно и решительно претворять в жизнь новые санкции ООН, напоминая Киму о незаменимости Китая для КНДР. Тем не менее, несмотря на санкции, Пхеньян пообещал провести новые испытания ядерного оружия и баллистических ракет; и похоже, что он предпринимает конкретные шаги по реализации своей ядерной программы, проводя пуски с возвратом ракет в плотные слои атмосферы. В связи с этим во втором квартале вероятны дополнительные ракетно-ядерные испытания, что усилит враждебность в отношениях КНДР с Южной Кореей и с Соединенными Штатами.
Тем временем, в Южной Корее разобщенная политическая оппозиция попытается победить на апрельских парламентских выборах правящую консервативную партию «Саенури». «Саенури» по-прежнему непопулярна, и против нее могут быть направлены выступления профсоюзов и трудящихся в связи с закрытием промышленного комплекса Кэсон и попытками реструктуризации в таких отраслях как судостроение. Сокращение объемов экспорта в последние 14 месяцев станет дополнительным бременем для южнокорейских экспортеров, хотя низкие нефтяные цены компенсируют часть понесенных потерь. По сравнению с Китаем и Японией в Южной Корее налицо относительная экономическая стабильность, и у нее есть резервы для того, чтобы инициировать снижение учетных ставок, не доходя до отрицательных показателей. По этой причине ей в предстоящие месяцы будет проще настаивать на осуществлении структурных реформ. Но продвижение вперед будет медленным, потому что предлагаемые реформы по своему характеру весьма неоднозначны, и среди них есть такие меры как сокращение государственной поддержки в судостроении и строительной отрасли, а также планы по развитию сферы услуг, малого и среднего бизнеса. Реформы в сфере труда могут встретить особенно жесткое сопротивление. Хотя связанные с ней протесты в последние недели стихли, с приближением апрельских выборов они наверняка станут более частыми и мощными.
Экономика Юго-Восточной Азии и китайский фактор
Вся Юго-Восточная Азия будет по-прежнему испытывать негативные последствия от замедления китайской экономики, которая во втором квартале вряд ли подаст какие-то признаки ускорения. Китайский экспортный демпинг ляжет дополнительным бременем на региональных экспортеров и может вызвать еще большие трения. При этом давление на юань в сторону понижения будет сопровождаться аналогичным давлением на валюты других стран Юго-Восточной Азии, что поможет остальным отсрочить конкурентную борьбу с китайским экспортом. Тем временем, японские и китайские компании продолжат активно вкладывать свои инвестиции в этот регион. Получатели этих инвестиций будут играть на конкуренции Пекина и Токио, и анализировать, какие возможности способен создать открытый недавно под китайским руководством Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Однако этот банк в предстоящие три месяца вряд ли возьмется за свою работу всерьез и по-настоящему. Он точно не заработает в полную силу. Некоторые крупные инфраструктурные проекты в Юго-Восточной Азии будут отложены до тех пор, пока банк полностью не войдет в рабочее состояние, дабы добиться более выгодных условий. Индонезия и другие страны уже подают заявки на получение кредитов от нового банка, и Джакарта ищет дополнительные источники финансирования, дабы надежнее обезопаситься от слабого мирового спроса и замедления экономики в Китае.
Сейчас, когда регион переживает время экономической неопределенности, члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) начнут использовать возможности созданного недавно Экономического сообщества АСЕАН и механизма торговли с США. Например, Вашингтон и АСЕАН начнут процесс создания трех региональных центров (в Бангкоке, Джакарте и Сингапуре) для развития торговли с этим региональным блоком и внутри него, а также чтобы начать технические переговоры со странами-членами, рассматривающими возможность вступления в Транстихоокеанское партнерство. Но главные усилия будут сосредоточены на решении организационных вопросов, и никакого существенного и ближайшего воздействия на торговлю в плане ее облегчения во втором квартале ждать не приходится.
Новые осложнения в Южно-Китайское море
США планируют провести в этом квартале две операции в Южно-Китайском море по обеспечению свободы судоходства. Корабли ВМС США будут проходить в непосредственной близости от спорных, но захваченных китайцами островов, демонстрируя готовность Америки защищать важнейшие торговые пути. Ожидается также, что возвращающийся из района Африканского Рога с антипиратской операции японский морской патрульный самолет P-3 Orion примет участие в совместных учениях в Южно-Китайском море с неназванной страной Юго-Восточной Азии, которая претендует на эти воды. Пекин видимо продолжит строительные работы на этих островах, чтобы уже в этом году туда могла совершать полеты гражданская авиация. Все эти события будут усиливать напряженность в регионе. Но поскольку японская правящая партия занята выборами в верхнюю палату, Токио видимо воздержится от действий, подтверждающих заявления оппозиции о том, что премьер-министр нарушает обязательства Японии не заниматься военной деятельностью за рубежом. Китай, со своей стороны, не захочет ставить под угрозу направленное ему приглашение принять участие в многосторонних военно-морских учениях RIMPAC под руководством США, которые пройдут в июне и июле.
Постоянная палата третейского суда в Гааге, рассматривающая вопрос о том, дают ли контролируемые КНР подводные черты рельефа в Южно-Китайском море исключительные морские права этой стране, в мае должна вынести свое решение. Ожидается, что оно будет против Пекина и в пользу Филиппин. Китай не согласится с этим постановлением и может принять решение о подтверждении своих претензий дополнительными силами и средствами, развернутыми на островах, либо о направлении в спорные районы рыболовецких судов. Китай может также начать пробные полеты военной авиации над островами Спратли. Когда третей ский суд примет свое решение, Соединенные Штаты могут провести по меньшей мере одну операцию по обеспечению свободы судоходства, демонстрируя свою поддержку этого решения. Вашингтон будет также призывать к совместному и отдельному патрулированию в этих водах такие страны как Австралия, Япония и Индия. Но особых успехов он не добьется из-за внутриполитических сдерживающих факторов в этих трех странах. США и Япония будут также стремиться к проведению совместных военно-морских маневров и учений береговой охраны со странами Юго-Восточной Азии, претендующими на территории в Южно-Китайском море, и заключать новые сделки на поставку военной техники и вооружений. Так, Соединенные Штаты и Филиппины договорятся о совместном патрулировании в Южно-Китайском море, а японские военные корабли (и подводные лодки) в апреле нанесут визит «доброй воли» на военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах. Кроме того, эти корабли совершат первый в истории визит во вьетнамский стратегический порт в бухте Камрань.
Латинская Америка
Венесуэлу ждет еще большая нестабильность
В предстоящие месяцы Венесуэла в политическом отношении станет еще более нестабильной. Во втором квартале оппозиционная коалиция этой страны начнет несколько судебных и неформальных процессов и действий, направленных на смещение президента, включая новый референдум, поправки в конституцию и демонстрации. Контролируемые правящей партией органы власти могут надолго отложить проведение референдума и принятие поправок. Но даже если оппозиции не удастся сместить венесуэльского президента Николаса Мадуро, он может оказаться в опасности из-за нарастающего движения протеста в рядах его собственной партии.
Вполне успешно расплатившись по долгам в первом квартале, Каракас получил запас времени в полгода, чтобы накопить как можно больше средств для выплаты крупных долговых сумм в октябре и ноябре. Наверное, Венесуэла будет и дальше принимать единовременные меры (например, продажа золота или переговоры по рефинансированию) по мобилизации денежных средств и реструктуризации долга, погашать который ей предстоит несколько лет. Даже если Каракас сумеет найти дополнительные средства, ему все равно будет трудно избежать дефолта в условиях сегодняшних экономических неурядиц. И без того высокая инфляция в этой стране во втором квартале еще больше усилится, и повсюду будет ощущаться дефицит продовольствия. Там будут проходить небольшие демонстрации протеста против инфляции, дефицита, повышения стоимости проезда в общественном транспорте и недостатков в электро- и водоснабжении.
Если демонстрации против Мадуро станут массовыми, он может применить вооруженные силы для наведения порядка. А это способно спровоцировать столкновения между военными и гражданскими.
Продвижение к миру в Колумбии
Колумбийское правительство и повстанческие Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) продолжат мирные переговоры, направленные на заключение окончательного соглашения в этом году. Но есть много факторов, которые способны отсрочить договоренность. Даже если во втором квартале соглашение будет подписано, на его реализацию уйдут многие месяцы, и кроме того, его должны будут одобрить избиратели. Таким образом, процесс разоружения и расформирования FARC во втором квартале не завершится и может затянуться.
Между тем, повстанческая Национально-освободительная армия Колумбии во втором квартале может начать собственные переговоры с правительством, если у отколовшихся от нее отрядов будет достаточно стимулов для участия в этом процессе. Если же она откажется от переговоров, возможности для мирного урегулирования будут исчерпаны, и Богота начнет с ней борьбу, как со всеми остальными криминальными группировками.
Мексика страдает от низких нефтяных цен
Государственный бюджет Мексики будет и дальше ощущать бремя низких нефтяных цен. Будут продолжены важные инициативы по сокращению расходов в государственной энергетической компании Petroleos Mexicanos, такие как увольнения сотрудников и сокращение объемов работы. Но диверсифицированная мексиканская экономика будет и дальше развиваться, хотя и более низкими темпами, чем в предыдущие годы.
Борьба за импичмент в Бразилии продолжится
Во втором квартале президент Дилма Русеф и экс-президент Луис Инасиу Лула да Силва продолжат отражать нападки оппозиции на правящую Партию трудящихся и противостоять уголовному расследованию по делу Lava Jato.
Часть бразильской политической оппозиции будет и дальше настаивать на импичменте Русеф. Но чтобы угроза импичмента стала реальной, на сторону оппозиции должны перейти главный партнер по правительственной коалиции Партия бразильского демократического движения и партии поменьше. А оппонентам придется предпринять согласованные действия для ее смещения. Партнеры по коалиции сохраняют преданность Русеф, и поэтому выступающим за импичмент силам будет трудно начать содержательные переговоры о ее отставке.
Аргентина близка к заключению сделки с кредиторами
Участники переговоров по аргентинскому долгу и законодатели постараются найти выход из 15-летнего тупика в споре между Буэнос-Айресом и его зарубежными кредиторами. Парламент Аргентины во втором квартале проведет голосование по вопросу отмены некоторых норм и законодательных актов, носящих название «блокировочный закон». Если блокировочный закон будет устранен, Буэнос-Айрес сможет предложить своим кредиторам сделку по реструктуризации долговых выплат. Соглашение о погашении долга, которое Аргентина не выполняет вот уже более 10 лет, в предстоящие годы даст ей расширенный доступ к рынку иностранного капитала. Сможет или нет правительство к 14 апреля осуществить выплаты кредиторам, срок, установленный «отказниками» (кредитные организации, выступавшие против предыдущих переговоров о погашении задолженности, и лишь сейчас достигшие договоренности с аргентинским правительством), будет зависеть от решения суда.
Когда конгресс Аргентины расчистит путь для соглашения по долгу, американский суд в инициированном недовольными кредиторами судебном процессе должен будет вынести постановление в пользу Буэнос-Айреса. Решение суда по сути дела последняя преграда, которую должна преодолеть Аргентина для решения своих долговых проблем. Между тем, федеральный апелляционный суд США в начале апреля вынесет решение о снятии запрета на долговые выплаты Аргентины кредиторам. Если запрет будет отменен, Буэнос-Айрес снова получит доступ к рынкам капитала.
В то же время, действия аргентинского президента Маурисио Макри по сокращению дефицита центрального правительства, такие как повышение цен на электричество и газ, при их реализации могут дать толчок инфляции. Хотя Аргентина проводит реформы медленно и постепенно, чтобы ослабить их инфляционное воздействие на население, общество во втором квартале все равно ощутит последствия от роста инфляции.
Южная Азия
Тупиковая ситуация в Индии
Во втором квартале продолжатся волнения в обществе, связанные с январским самоубийством студента Хайдарабадского университета Рохита Вемулы (Rohith Vemula) и обвинениями в подстрекательстве к мятежу, которые предъявлены студенту и активисту Канхаийе Кумар (Kanhaiya Kumar). Эти события дают оппозиционной партии Индийский национальный конгресс дополнительные козыри для срыва попыток премьер-министра Нарендры Моди осуществить земельную, налоговую и трудовую реформы. Моди не сможет преодолеть трудности и не добьется принятия налога на товары и услуги до конца бюджетной сессии 13 мая.
Поэтому во втором квартале премьер-министр сосредоточит усилия на том, чего он может добиться. В пределах годового бюджета на 289 миллиардов долларов он будет реализовывать популярные меры, нацеленные на оказание помощи сельскохозяйственному сектору страны. В рамках этих мер фермерам будут предоставляться кредиты в общем объеме 130 миллиардов долларов, а 16 миллиардов долларов будет отложено на создание новых рабочих мест, на социальную помощь крестьянам и на строительство сельских дорог. Эти меры направлены на получение голосов избирателей на выборах в законодательные органы в штатах Ассам, Западная Бенгалия, Керала, Тамилнад и Пудучерри, которые состоятся в этом квартале.
На июньском саммите в Ташкенте Индия станет полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества, и это будет важный шаг вперед в усилиях страны по расширению своего экономического присутствия в Центральной Азии. Тем не менее, процесс этого расширения будет медленным из-за разногласий между Индией и Пакистаном, и из-за трудностей, связанных со строительством торговых путей через Афганистан.
Теперь, когда прекращена пятимесячная блокада непальско-индийской границы, две страны начнут возобновлять связи. Процесс будет осложнен попыткой непальского премьера Кхадги Прасада Шармы Оли (Khadga Prasad Sharma Oli) укрепить отношения с Китаем, которую он предпринял во время своего мартовского государственного визита в Пекин.
Заглохшие афганские переговоры
Нестабильная обстановка в Афганистане еще больше ухудшится, когда «Талибан» начнет свое весеннее наступление. Самые жестокие бои будут в провинции Гильменд. Афганистан, Пакистан, Соединенные Штаты и Китай проведут дополнительные переговоры в рамках Четырехсторонней координационной группы, но из-за активизации боевых действий их попытки начать переговоры с талибами могут потерпеть неудачу. Даже если талибы согласятся на мирные переговоры, разногласия внутри Четырехсторонней координационной группы, тайна исчезновения лидера талибов муллы Ахтара Мансура (Akhtar Mansoor) и требования «Талибана» о проведении переговоров исключительно через его политическое представительство в Катаре ослабят возлагаемые на них надежды.
Напряженность в Пакистане
Медлительность всестороннего двустороннего диалога Индии и Пакистана, отмеченная в первом квартале, сохранится и во втором. Две страны продолжат свои споры о том, на кого возложить вину за январское нападение на авиабазу Патханкот в ходе проводимого расследования. Во втором квартале боевики будут спорадически проводить атаки в Пакистане на фоне обострения обстановки в соседнем Афганистане. Часть атак станет ответом на завершающую фазу операции правительственных войск «Зарб-э-Азб», которая проводится в Северном Вазиристане вдоль прозрачной афганской границы. Пакистан, как и Индия, станет членом ШОС на июньском саммите в Ташкенте.
В отношениях между Пакистаном и Бангладеш сохранится напряженность, так как бангладешский премьер-министр Шейх Хасина (Sheikh Hasina) продолжает привлекать к суду диссидентов за военные преступления, совершенные во время войны 1971 года, когда восточный Пакистан был преобразован в Бангладеш. Продолжающаяся размолвка будет и дальше ослаблять экономическую интеграцию, лежащую в основе Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, которая в третьем квартале проведет свою ежегодную встречу в Исламабаде. Более того, организация «Джамаат уль-Муджахеддин» будет периодически осуществлять теракты в Бангладеш.
Африка южнее Сахары
Проблемы АНК на выборах в ЮАР
Южная Африка в период с мая по август планирует провести муниципальные выборы, которые помогут определить курс на перспективу Африканского национального конгресса, приближающегося к своему очередному съезду, назначенному на 2017 год. Южноафриканский средний класс усиливает критику в адрес президента Джейкоба Зумы и АНК, а Демократический альянс, являющийся основной оппозиционной партией ЮАР, и выступающий на стороне бизнеса, может победить в ключевых городах, таких как Претория и Порт-Элизабет. АНК также подвергается нападкам со стороны партии «Борцы за экономическую свободу». Эта набирающая очки крайне левая партия пользуется популярностью среди бедного чернокожего большинства в сельских районах и пригородах.
АНК опасается, что в случае проигрыша в каких-то муниципальных образованиях ему будет очень трудно вернуть их. Следующие два месяца покажут, насколько сильно ослабла власть АНК в Южной Африке. Это маловероятно, но АНК может отложить выборы, если почувствует, что риск слишком велик, и он может потерять слишком много муниципальных районов кроме Претории, Порт-Элизабет и некоторых других. Такие действия могут вызвать массовые протесты, которые чреваты вспышками насилия.
Между тем, низкие цены на сырье усугубляют структурные проблемы в стране, способствуя экономическому спаду в ЮАР и уже очевидному снижению популярности АНК. В конце квартала в Южной Африке начнется традиционный сезон забастовок, который почти всегда вызывает сбои в товарно-хозяйственной сети и в добывающем секторе. В отличие от 2012 и 2014 годов, забастовки в этом сезоне удастся ослабить, поскольку срок действия большинства соглашений о заработной плате в самых уязвимых секторах истечет только в будущем году. Если произойдут волнения в масштабах 2014 года, когда бастовали работники платиновой отрасли, это станет неожиданностью.
И наконец, засуха в ЮАР продиктует необходимость продолжить импорт сельскохозяйственной продукции. Но с приходом зимы правительство освободится от других финансовых обязательств, таких как поставка электроэнергии для охлаждения. Несмотря на падение цен на энергоресурсы, у Южной Африки по-прежнему сохраняются солидные резервы, поскольку она решила отправить рэнд в свободное плавание. Это дает ей возможность для дополнительных трат, дабы компенсировать часть расходов на увеличение импорта. Но рост цен на продовольствие усилит инфляцию, которая и без того идет вверх из-за ослабления рэнда и увеличения внутренних цен на энергию.
Нигерия стабильна
В Дельте Нигера сохраняется действие амнистии после ее продления в феврале решением президента Мухаммаду Бухари. Спорадические вылазки боевиков в районе Варри будут продолжаться, но масштабы их действий в Дельте Нигера будут ограничены. Мы ожидаем, что Бухари продолжит охоту на бывшего лидера боевиков Гавермента «Томполо» Экпемуполо (Government Tompolo Ekpemupolo), являющегося одним из самых влиятельных противников соглашения об амнистии. Вожди племен и этнические лидеры в дельте поддерживают действия властей по поиску Томполо.
В экономическом плане Нигерию ждет сложный квартал. Найра будет по-прежнему подвергаться дефляционной нагрузке. Сейчас на черном рынке ее курс составляет 320 по отношению к доллару, в то время как официальный курс 199 к одному. Сегодняшняя финансовая стратегия нигерийского центробанка в долгосрочной перспективе несостоятельна, но у Нигерии есть несколько вариантов для поддержания бюджета в ближайшее время, и она начнет заключать соглашения о международном финансировании (это будет сочетание кредитов и облигационных выпусков). Бухари и заместитель министра нефтяной промышленности Эммануэль Ибе Качикву (Emmanuel Ibe Kachikwu) будут и дальше проводить капитальную перестройку в жизненно важном для страны нефтяном секторе. На протяжении всего квартала Абуджа будет осуществлять структурные изменения, разукрупняя свою гигантскую компанию Nigerian National Petroleum Corp., которая в марте была разделена на семь самостоятельных рабочих подразделений.
На северо-востоке «Боко Харам» продолжит кровопролитие, но в целом эта группировка не сумеет расширить свои действия во втором квартале. «Вилаят аль-Судан аль-Гарби», как официально называется «Боко Харам», не сможет наносить удары по удаленным от нее целям, таким как Абуджа, да и возможности проведения атак в Кано и Кадуне у нее будут весьма ограниченными. Но и у нигерийских вооруженных сил также мало возможностей для борьбы с «Боко Харам» в удаленных и труднодоступных районах северо-восточной Нигерии.
Западная Африка страдает от низких нефтяных цен
В целом нефтедобывающие страны Западной Африки, включая Гану, Габон, Республику Конго, Камерун, Экваториальную Гвинею и, конечно, Анголу, занимающую второе место по объемам добычи на континенте, будут и дальше испытывать финансовую нагрузку из-за низких нефтяных цен. Ангола сохранит свой аскетичный бюджет, который в 2016 году уже сокращен на 20%. Мы не думаем, что меры жесткой экономии вызовут массовые протесты — правящее Народное движение за освобождение Анголы позаботится об этом.
В предстоящие несколько месяцев Народное движение за освобождение Анголы будет готовиться к партийному съезду, который состоится в третьем квартале. Президент Жозе Эдуарду душ Сантуш объявил, что в 2018 году уйдет из политики. Неясно, будет ли он пытаться сохранить высший пост в партии, но так или иначе, борьба среди ее самых влиятельных членов за право стать преемником продолжится. Это неизбежно приведет к маргинализации ряда фракций и партийцев, таких как вице-президент Мануэл Висенте (Manuel Vicente), который ранее возглавлял государственную нефтяную компанию Sonangol и в процессе оказался замешанным в коррупционном скандале с участием португальцев.
В Западной Африке сохранится опасность террористических атак со стороны «Аль-Каиды в исламском Магрибе» и связанных с ней группировок. В зоне риска окажутся такие страны как Сенегал, Кот д’Ивуар и Нигер, но наиболее вероятными мишенями для нанесения ударов останутся Алжир, Мали и Буркина Фасо. Филиалы «Аль-Каиды в исламском Магрибе» в Сахаре и Сахеле не могут атаковать защищенные цели, а это значит, что самые успешные нападения будут против слабозащищенных объектов типа популярного морского курорта Гранд-Бассам в Кот д’Ивуаре, подвергшегося атаке в марте. В отличие от террористических актов в южной части Мали и в других районах Западной Африки, атаки на севере Мали будут в большей степени напоминать действия партизанских сил с нападениями на армейские подразделения.
Успехи Восточной Африки в области энергетики
В Восточной Африке Танзания, Уганда и Мозамбик будут добиваться все новых успехов в реализации многочисленных энергетических проектов. Информация об инвесторах и показателях этих проектов во втором квартале вряд ли появится, но по мозамбикским проектам такие данные могут быть опубликованы во второй половине года.
В Мозамбике сохранится раскол между оппозиционной партией РЕНАМО и правящей ФРЕЛИМО, и из-за этого в центральной части страны продолжатся столкновения малой интенсивности. РЕНАМО не в состоянии составить серьезную угрозу ФРЕЛИМО, а поэтому у президента Филипе Ньюси (Filipe Nyusi) и у правящей партии нет необходимости уступать требованиям РЕНАМО, которая заявляет, что должна контролировать провинции, где ее кандидат в президенты победил на выборах 2014 года.
Обе республики Конго готовятся к выборам
В Республике Конго и в Демократической Республике Конго появились две тенденции, связанные с выборами. В Республике Конго президент Дени Сассу-Нгессо (Denis Sassou Nguesso) в марте был переизбран на новый срок, несмотря на протесты против его решения от 2015 года об отмене ограничений по президентскому сроку. Мы полагаем, что после выборов пройдут небольшие протестные выступления, однако из-за отсутствия в Республике Конго серьезной оппозиции для Браззавиля они будут не более чем маленьким неудобством.
Между тем, в Демократической Республике Конго второй квартал будет посвящен подготовке к выборам, которые состоятся во второй половине года. Президент Жозеф Кабила (Joseph Kabila) пока еще не сказал, пойдет ли он на переизбрание, но даже если он решит не баллотироваться, во втором квартале он об этом не скажет. Оппозиционные группировки продолжат попытки сколотить против него коалицию, а Кабила постарается им воспрепятствовать. Поскольку политическая оппозиция в ДРК раздроблена, сформировать коалицию ей будет трудно, тем более, что до выборов пока еще далеко.
Переговоры в Южном Судане — без результата
Переговоры о сглаживании противоречий между президентом Южного Судана Сальваторе Кииром (Salva Kiir) и лидером повстанческого движения Риеком Машаром продолжатся. Хотя Киир назначил Машара своим вице-президентом, между ними существуют острые разногласия по поводу некоторых аспектов мирного соглашения, заключенного в августе 2015 года, скажем, о том, сколько в Южном Судане должно быть штатов. В этом квартале долгосрочного решения проблем мы не увидим, и шагов по урегулированию будет мало.