Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган раньше разговаривал с президентом США Бараком Обамой дольше, чем любой другой зарубежный руководитель. Но во время этого визита в Вашингтон Эрдогану вообще не нашлось места в официальном графике Обамы. Можно ли спасти этот брак?
Судя по всему, у них непростые взаимоотношения. Но если поставить вопрос шире и спросить, по праву ли Турция входит в состав возглавляемой США Организации Североатлантического договора, то найти на него ответ будет просто. Конечно, по праву.
С этим согласятся далеко не все. Турецкая политика в отношении курдов, Сирии и «Исламского государства» не соответствует курсу США и многих членов НАТО, указывают критики. А наступление Эрдогана на демократию и свободу слова вызывает все большую неловкость в США и Европе.
Но НАТО является военным альянсом, и там общие ценности не так важны, как общая цель. Этой целью является безопасность. Контролировать выход из Черного моря в Средиземное со стратегической точки зрения сегодня так же важно, как и в годы холодной войны. Важна и традиционная роль Турции как противовеса российскому влиянию в регионе. И хотя Европе трудно остановить поток беженцев из Сирии при помощи Турции, без ее содействия это было бы вообще невозможно. Между тем, между Грецией и Турцией сохраняются территориальные споры, и членство в НАТО помогает удерживать эти страны от конфронтации.
Что касается демократических ценностей, то здесь у Турции весьма неоднозначные показатели. Там были перевороты в 1960, 1971 и 1980 годах. Война против курдских боевиков, в ходе которой были убиты и казнены десятки тысяч человек, продолжалась на протяжении десятилетий, а в прошлом году вспыхнула с новой силой. (В 1980-х годах турки вообще отрицали существование курдов как народа.) В разные времена гражданские права в этой стране неоднократно и очень сильно ограничивались. Но все это время Турция находилась в составе НАТО.
Обама поступает правильно, демонстрируя свое неодобрительное отношение к сегодняшней политике Эрдогана и отказываясь от официальной встречи с ним. А США и Европа могут сделать гораздо больше для защиты общественных и демократических институтов Турции. Надо сказать, что членство Турции в таких организациях как НАТО и Совет Европы дает Западу инструменты воздействия на турецкий курс.
Турция входит в состав НАТО с 1952 года. Ее членство является необходимостью, хотя и создает неудобства. Так было всегда.