На третьем году украино-российского противостояния впору задуматься о неофициальном переименовании Дня дурака — именно ватник стал для Украины эталоном человеческой глупости.
Это понятие прочно вошло в нашу жизнь и окончательно лишилось кавычек. Без него трудно представить содержательную дискуссию об украинцах и россиянах. Стеб над недалекой ватой — один из популярнейших публицистических жанров.
Порой создается впечатление, что ватники для украинского общества — не столько проблема, сколько психологическая отдушина, способ поднять нашу самооценку. Пускай мы живем скверно, пускай страна разорена, пускай буксуют реформы, но зато по соседству обитают миллионы ватников, которые заведомо глупее нас.
Среди этих непроходимых дураков — актеры и бизнесмены, работяги и студенты, домохозяйки и научные сотрудники.
Они деградируют на глазах. Они верят Дмитрию Киселеву и размахивают советскими фетишами.
Они обсуждают безумные конспирологические теории и радуются самоизоляции.
Они убеждены, будто весь цивилизованный мир заблуждается или лжет, и только скрепоносная Россия отстаивает правду. На них не действуют никакие логические аргументы.
Им недоступны истины, очевидные любому украинскому ребенку. На их фоне любой из нас — Спиноза и Эйнштейн. Нам есть чем гордиться!
Вера в коллективное интеллектуальное превосходство над соседями, безусловно, ободряет. Но насколько она обоснована?
Для начала разберемся, что должен делать житель РФ, Донбасса или Крыма, дабы не пополнить ватные ряды. Ему необходимо сохранять холодный рассудок и мыслить независимо.
Считать черным то, что окружающие называют белым. Игнорировать мнение родных, коллег, знакомых, не бояться непонимания и отторжения. Это под силу не каждому: человек — животное социальное.
Стремление быть в тренде оказывается более мощным психологическим стимулом, чем страх перед властью. И, пожалуй, даже 14% критически настроенных россиян — довольно неплохой результат.
Но для личности, сформировавшейся в Киеве или Львове — все это неактуально. Чтобы не стать презираемым ватником, достаточно просто плыть по течению.
Тебя окружают правильные идеи, правильные слова, правильные люди. Твои сокурсники вышли на акцию протеста — ты пошел вместе с ними. Твои знакомые надели оранжевые ленточки — ты тоже ее надел.
В твоем кругу принято поддерживать евроинтеграцию, ругать Сталина и восхищаться украинскими героями — ты охотно соглашаешься. От тебя не требуется ни волевых усилий, ни мозгового штурма, ни выхода из зоны комфорта. Будь как все — и ты сможешь смотреть на отсталую вату с чувством собственного превосходства.
Вероятно, стоит порадоваться за украинцев, получивших прогрессивное мировоззрение по умолчанию, на блюдечке с голубой каемочкой. Тем более что таких людей миллионы, и среди молодежи их доля особенно высока.
Но есть одно «но»: комфортная интеллектуальная среда не позволяет индивиду испытать себя. Когда тебе с детства твердят, что дважды два равняется четырем, нельзя проверить, дошел ли бы ты до этого сам — особенно если бы тебя уверяли, будто 2×2=5. А когда твои продвинутые взгляды совпадают с доминирующей точкой зрения, ты не можешь быть уверен, что устойчив к давлению извне.
Нас шокирует прискорбная цифра — 86% россиян, поддержавших безумную политику Владимира Владимировича. Но в сегодняшней Украине отсутствует маркер, отделивший эти восемьдесят шесть процентов от думающих четырнадцати.
В нашем обществе по одну сторону баррикад очутились совершенно разные люди. Те, кто мыслит критически и рационально, осуждают кремлевскую агрессию. Те, кто, словно губка, впитывает популярные идеи, тоже осуждают кремлевскую агрессию.
Оценить количество таких граждан затруднительно. Это не только обыватели, склонные к конформизму, но и активисты с чересчур горячим сердцем и недостаточно холодной головой.
Стоило им после 1991 года оказаться в другой среде — и сейчас они наверняка кричали бы «Крым наш!» вместо «Слава Украине!» и «Обама — чмо!» вместо «Путин — х…ло!» Временами их первозданная натура прорывается наружу, и тогда слышны жалобы на несносных «вышиватников». Однако по принципиальным вопросам украинские дураки солидарны с украинскими мудрецами. Во всяком случае, пока.
Можно презирать и ненавидеть ватников, живущих в России, в Крыму и на Донбассе. Можно снисходительно жалеть их. Можно издеваться и насмехаться над ними. Но не стоит обольщаться, будто в интеллектуальном плане украинцы намного отличаются от россиян, а киевляне и львовяне — от дончан и крымчан. Просто наша потенциальная вата была вовремя обучена прогрессивным лозунгам. Это одно из безусловных достижений нынешней Украины, но вместе с тем и скрытая угроза.
Голова, набитая европейскими ценностями, определенно лучше головы, напичканной духовными скрепами.
Попугай, декламирующий Шекспира, тоже лучше своего сородича, орущего «Попка дурак!» Правда, от умственных качеств пернатого сие не зависит — это всецело заслуга дрессировщика.
В украинских реалиях дрессировщиком выступает достаточно узкая прослойка, формирующая популярные общественные тренды. Как правило, с оглядкой на просвещенный Запад.
Но, допустим, завтра в Украине родится новый тренд — яркий, эффектный, привлекательный и в то же время абсолютно деструктивный и разрушительный для страны.
Какая часть прогрессивной общественности помчится за дудочкой крысолова? Сколько обывателей-конформистов поплетется следом? Кто будет сопротивляться пагубным веяниям, и насколько успешно?
Ответить на эти вопросы способна только практика. Увы, когда скрытая угроза станет явной, любые контрмеры могут оказаться запоздалыми. Поэтому наилучший вариант для Украины — все-таки избежать практической проверки и не испытывать наше общество на интеллектуальную прочность.
Тем выше ответственность, лежащая на лидерах общественного мнения, — журналистах, блогерах, заграничных авторитетах. Все зависит от их умения посылать Украине правильные месседжи. От способности удерживать нашу родную вату в цивилизованных рамках. От готовности глушить деструктивные идеи, не выпуская их из маргинеса.
Иначе в один прекрасный день украинские мудрецы рискуют обнаружить, что остались в дураках. Что их — бессильное меньшинство. И что остальные 86% строят собственную версию ДНР, ЛНР или РФ — только с желто-голубыми флагами, ура-патриотическими лозунгами и глубочайшим презрением к соседским ватникам.