Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сложная политика Украины продолжает сбивать с толку. Но сейчас появился шанс, что новое правительство сможет провести реформы, в которых Украина отчаянно нуждается. Среди них можно назвать изменения правовой системы, приватизацию малопроизводительных госпредприятий, сокращение или упразднение многочисленных механизмов, которые приносят выгоду крупным предприятиям и олигархам.

Сложная и порой преисполненная византийских интриг политика Украины продолжает сбивать с толку и ставить в тупик.

С момента обретения Украиной независимости главными двигателями положительных перемен в стране были массовые гражданские движения, экономическое давление и стимулирование со стороны Запада, а также необходимость действовать, чтобы предотвратить экономическую катастрофу.

Ничто из того, что произойдет при новом правительстве, вероятнее всего, не изменит такое положение вещей. Однако новое правительство — это как раз то, что Украина скоро получит. В ближайшие дни президент Петр Порошенко, скорее всего, добьется избрания своего протеже, спикера парламента Владимира Гройсмана, на пост премьер-министра, и новое правительство встанет на новый путь реформ.

Главный мотив, заставивший Порошенко добиваться изменений в составе правительства, связан в первую очередь с его давней личной неприязнью по отношению к нынешнему премьер-министру Арсению Яценюку, в основе которой лежит, скорее, эгоизм и стремление к расширению власти, чем разногласия в вопросах политики.

Тем не менее, сейчас появился шанс — по крайней мере, на короткое время — что новое правительство сможет провести реформы, в которых Украина отчаянно нуждается. Среди них можно назвать изменения правовой системы, приватизацию малопроизводительных государственных предприятий, сокращение или упразднение многочисленных механизмов, которые приносят выгоду в первую очередь крупным предприятиям и олигархам. Существует несколько причин для такого временного оптимизма.

Во-первых, Порошенко, который до настоящего момента рассчитывал на то, что Яценюк примет на себя основной удар за непопулярные реформы, сейчас все чаще воспринимается украинцами как лидер, в наибольшей степени ответственный за экономический кризис в стране.

Более того, сам Порошенко понимает, что, пока арендные ставки не будут сокращены и пока не будут найдены новые источники дохода, у Украины останется весьма ограниченное количество ресурсов, которые могли бы способствовать экономическому росту. Он также понимает, что, если суды не будут защищать имущественные права и настаивать на выполнении контрактов, Украина не сможет рассчитывать на прямые иностранные инвестиции.

Во-вторых, уходящее в отставку правительство представляло собой своеобразный договор о распределении власти между Порошенко и Яценюком, опиравшихся на поддержку влиятельных бизнесменов и олигархов, конкурирующих друг с другом, которые владеют огромными финансовыми и медийными ресурсами и имеют массу посредников в парламенте. Устранив Яценюка, Порошенко, вероятнее всего, сможет надавить на тех олигархов, которым покровительствовал премьер-министр. Это позволит увеличить доходы государства.

В-третьих, в новом правительстве будет множество реформаторов. Несмотря на слухи о неизбежном уходе в отставку ключевых реформаторов из нынешнего правительства, список кандидатов на экономические посты внушает оптимизм. В этот список попали бывший министр финансов Словакии Иван Миклош (Ivan Miklos) и бывший директор компании «Microsoft Украина» Дмитрий Шимков. Существует даже вероятность того, что бывший вице-премьер Польши Лешек Бальцерович (Leszek Balcerowicz) станет ключевым стратегическим советником по проведению реформ.

Время не на их стороне


К сожалению, даже если новому правительству удастся провести реформы, сроки его полномочий, скорее всего, окажутся короткими.

В состав нынешнего парламента входит большое число популистов, посредников олигархов и нечистых на руку бизнесменов. Эти силы в совокупности с группой разочарованных и все более непокорных членов политического блока президента, а также с возмущенными представителями гражданского общества, вероятнее всего, настоят на проведении выборов задолго до окончания срока полномочий нынешнего парламента. А в результате новых выборов, по всей видимости, глубокая разобщенность внутри этого законодательно органа сохранится.

Коротко говоря, любая новая коалиция будет слабой, а учитывая очень незначительный перевес в голосах, ее способность проводить реформы будет ограничена во времени. Поэтому лидеры стран Европы и Северной Америки должны понять, что на Украине перемены будут происходить пошагово и с достаточно большими промежутками. Это значит, что политикам нужно быть готовыми к тому, чтобы быстро реагировать на новые возможности содействовать переменам, когда иесли они будут возникать.

Такая политическая нестабильность и непоследовательность, вероятнее всего, сохранится при новой коалиции, если только Порошенко не найдет способа добиться консенсуса между политической и деловой элитами Украины и ее гражданским обществом. Только в этом случае страна сможет начать длительное и устойчивое движение по направлению к реформам. Любой другой подход, скорее всего, приведет к прежнему результату или приходу к власти демагогов и популистов.

Адриан Каратницкий — старший научный сотрудник Атлантического совета и содиректор инициативы «Украина в Европе».