Пусть Сирия и вытеснила Украину на второй план в мировых новостях, это не отменяет серьезности сложившейся там ситуации. Минские соглашения по урегулированию кризиса были подписаны чуть более года назад, 12 февраля 2015 года, и вызывают все больший скептицизм. Они действительно принесли весьма скудные плоды. Тем не менее, нынешние бои в Луганской и Донецкой областях несравнимы с ситуацией в начале прошлого года. Стороны обменяли сотни пленных, а в ряде важнейших вопросов для повседневной жизни людей в Донбассе (вроде разминирования и свободы движения) наблюдаются подвижки.
Как бы то ни было, регулярно объявляемые перемирия держатся обычно всего несколько дней. Наблюдаемые в последнее время в Донбассе перестрелки не назвать эпизодическими. По словам наблюдателей ОБСЕ, часть выведенного с линии фронта тяжелого оружия бесследно исчезла. Работе наблюдателей, кстати говоря, постоянно препятствуют. Хотя ответственность за невыполнение условий Минских соглашений, лежит и на Киеве, и на сепаратистах, нужно признать, что протеже Москвы не хотят играть по правилам и причастны к большинству инцидентов.
В политической стороне вопроса все тоже отнюдь не гладко. Конституционная реформа, которая призвана предоставить автономию вышедшим из-под власти Киева регионам, была отложена на неопределенный срок из-за отсутствия большинства в Верховной Раде и политической воли у президента Петра Порошенко. Ничего не было решено также по амнистии и закону о выборах, который должен создать условия для их проведения в упомянутых регионах.
Добрая воля
22 февраля министры иностранных дел Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер отправились в Киев, где потребовали в кратчайшие сроки принять закон о выборах и занять конструктивную позицию по Минским соглашениям. По их словам, хотя европейская поддержка постреволюционной Украины пока еще не ставится под сомнение, безусловной она тоже не является… Наконец, 3 марта в Париже прошло собрание «Нормандской четверки» (Франция, Германия, Украина, Россия) на уровне министров. И если Париж все так же стремился проявить добрую волю, глава немецкой дипломатии занял несколько иную позицию, что, без сомнения, объясняется его недовольством по поводу непреклонности Киева и Москвы. Несколько дней спустя украинский посол в Берлине открыто пожаловался на давление Германии на его страну.
Но как сейчас выглядят позиции и восприятие ситуации разных сторон? По факту, Донбасс представляет собой прекрасный пример игры с перевернутым фронтом. Так, Киев постоянно говорит о восстановлении территориальной целостности, однако на самом деле поставил крест на регионе. Политическая и информационная элита страны считает его раковой опухолью, от которой нужно избавиться. Блокада подконтрольных сепаратистам территорий и неприятие любых шагов по реинтеграции Донбасса в состав Украины прекрасно вписываются в эту логику.
В Киеве Минские соглашения, которые были заключены на фоне полного военного поражения, воспринимаются как «троянский конь» Кремля. Чтобы уклониться от их реализации, украинские власти тянут время и предлагают новое толкование подписанных документов. В частности это касается контроля на границе с Россией: Киев называет его предварительным условием проведения выборов в Донбассе, хотя в статье 9 соглашений прописано, что тот должен быть восстановлен уже после голосования.
Стратегические позиции
Вопреки распространенному мнению Россия вовсе не заинтересована в «заморозке» конфликта, который вынуждает ее взять на себя финансовую и моральную поддержку Донбасса. Как несложно догадаться, для Кремля важен не Донбасс, а стратегическая позиция Киева. Маловероятно, что украинские власти откажутся в обозримом будущем от планов по интеграции в ЕС и НАТО, однако в Москве понимают, что в ближайшие 25 лет шансы Украины на это практически равны нулю. Расчет Кремля в том, что социально-экономический крах Украины (ее ВВП потерял 18% с 2014 года) рано или поздно подтолкнет ее к мысли о необходимости нормализации отношений с Россией. Местные выборы октября 2015 года и довыборы в Мариуполе 29 ноября, по всей видимости, подтверждают эту гипотезу.
Для Парижа и Берлина реализация Минских соглашений становится в первую очередь вопросом доверия к ним. С весны 2014 года Франсуа Олланд приложил немало сил, чтобы сформировать «Нормандскую четверку» и убедить канцлерин Ангелу Меркель вести диалог с Кремлем (она определено не была к этому расположена). Как недавно сообщили осведомленные источники, обе страны дали себе срок до лета, что соответствует упомянутой Жаном-Марком Эро перспективе проведения выборов и дате истечения санкций против России. Как бы то ни было, сложно представить себе, что Париж и Берлин поставят на всем этом крест, учитывая то, чем может грозить дипломатический «вакуум» вокруг Донбасса.
Позиции США более неоднозначные. Прошлой осенью консультант Франсуа Олланда Жак Одибер позвонил своей американской коллеге Сьюзан Райс в Белый дом, чтобы выразить недовольство по поводу озвученных Викторией Нуланд в Киеве заявлений о Минских соглашениях. Тем не менее, Вашингтон едва ли так уж хочет провала франко-немецкой дипломатии. Главное для администрации Обамы — не дать Украине стать слишком уж заметным фиаско до перехода власти в Белом доме в начале 2017 года.
Нормализация или затяжной кризис?
Существует два возможных сценария на ближайшие месяцы. Оптимистический подразумевает подвижки в минском процессе, пусть даже и ценой определенных отступлений от буквы изначальных соглашений и установленных ими сроков. В Донбассе пройдут «презентабельные» выборы, Украина сможет направить ресурсы на реформы, санкции ЕС против России будут сняты (по крайней мере, частично), а затем Москва и Киев постепенно нормализуют торговые связи.
В таком случае встанет вопрос о назначении олигарха Рината Ахметова губернатором Донецкой области, а Юрия Бойко из Оппозиционного блока (наследник Партии регионов) — главой Луганской области в замену нынешним сепаратистским лидерам Захарченко и Плотницкого. Как говорилось, Владимир Путин дал на это согласие, а Порошенко готов подумать.
Второй, пессимистический сценарий предполагает буксование и последующую гибель минского процесса. И с учетом нынешних тенденций он представляется более вероятным. Причем такой прыжок в неизвестность станет еще более опасным из-за того, что у Европейского Союза сейчас имеются иные приоритеты (Ливия, миграционный кризис, потенциальный выход Великобритании), а США вступают в предвыборный период. Июльский саммит НАТО в Варшаве и сентябрьские выборы в российский парламент создают дополнительный риск «рецидива». При отсутствии (даже неуверенного) политического процесса есть все основания опасаться возобновления крупномасштабных боев в Донбассе и новой эскалации в регионе. Во всяком случае, так считают в Париже и Берлине.
Развитие ситуации на Украине будет зависеть от ответов на ряд ключевых вопросов. Предпочтет ли Киев «маленькую Украину» возвращению Донбасса в теперь уже не такую однородную национальную структуру? Как западные столицы могут заставить Украину сохранить курс, не предлагая ей перспектив интеграции? Как в Париже и Берлине оценивают ответственность сторон с приближением июньского голосования по продлению санкций ЕС против России? Наконец, когда та решит, что заинтересована в том, чтобы ее действия соответствовали ее словам по минскому процессу?
Арно Дюбьен — специалист по России, директор франко-российского аналитического центра «Обсерво».