Падение мировых цен на нефть продолжает оказывать негативное влияние на российскую экономику. Вместе с падением цен на нефть упал и курс рубля. Между тем, те группы населения, которые пострадали от этого больше всего — пенсионеры и люди, стремящиеся пополнить ряды среднего класса — имеют большое значение для политической базы президента Владимира Путина.
Для многих россиян символом вхождения в средний класс была способность купить квартиру или дом. В середине 2000-х годов, когда благосостояние россиян устойчиво росло, люди начали брать ипотечные кредиты на покупку жилья, и уровень продаж в сфере недвижимости резко увеличился.
Сегодня некоторые покупатели, которые взяли кредит в период подъема, из последних сил пытаются его погасить и даже выходят на улицы Москвы, призывая правительство помочь им с выплатой ипотеки.
Дмитрий Новиков, 33-летний инженер-электрик, говорит, что они с женой оказались в чрезвычайно сложной ситуации.
Семья Новиковых является частью развивающегося российского среднего класса, представители которого считали, что, голосуя за Путина, они голосуют за процветание и стабильность, которые помогут им преуспеть в жизни. И тот факт, что они уже готовы выйти на улицу и открыто выразить свой протест, указывает на то, что они хотят заставить правительство выполнить свои обещания.
Причина, по которой их платежи так резко выросли, заключается в том, что они взяли ипотеку в долларах, а зарплату они получают в рублях. После того как летом 2014 года цены на нефть рухнули, рубль потерял примерно половину своей стоимости, с 35 до 67 рублей за доллар.
Жена Дмитрия Зарина, которой 27 лет и которая работает парикмахером домашних животных, говорит, что банк вынудил их взять долларовую ипотеку.
«Нам сказали, что нам не могут дать кредит в рублях, потому что у нас были недостаточно высокие зарплаты», — объясняет она.
По ее словам, сотрудники банка заверили их, что экономика страны стабильна и что их выплаты по долларовой ипотеке не будут расти. Теперь супруги утверждают, что они в скором времени могут лишиться своей скромной квартиры, на которую они работали в течение нескольких лет.
Экономист Владимир Солодков, профессор московской Высшей школы экономики, сомневается в том, что покупателей жилья вынуждали брать долларовые ипотеки. По его словам, на самом деле таких покупателей привлекали относительно низкие процентные ставки — примерно 7% для долларовых ипотечных кредитов и 13-18% для рублевых.
Тем не менее, расстроенные покупатели, такие как Новиковы, утверждают, что правительство должно им помочь. По словам Зарины, правительство предоставляет льготы при покупке жилья новым гражданам России, а именно жителям Крыма, присоединенного к России два года назад. «Мы хотим, чтобы к нам относились так же», — говорит она.
Пока российские власти отказываются помогать ипотечникам, утверждая, что покупатели рискнули, приняв решение о долларовой ипотеке, и проиграли.
Но даже если бы правительство захотело помочь, финансовый кризис в стране лишил его такой возможности. Ранее в этом году Кремль объявил о сокращении бюджета, которое коснулось всех статей, кроме обороны и министерств, обеспечивающих безопасность.
В феврале было объявлено, что даже расходы на армию будут сокращены на 5%.
Между тем, сочетание слабого рубля и высокой инфляции нанесло самый мощный удар по еще одному сегменту политической базы Путина — по пенсионерам.
По словам Солодкова, многие потребительские товары импортируются в Россию, в том числе до 40% продовольственных товаров. Если курс рубля начинает падать, цены на продукты питания начинают расти.
«Возьмем, к примеру, пенсионера, чья пенсия прежде составляла 500 долларов в месяц, — объясняет он. — Теперь его пенсия равна примерно 300 долларам, тогда как цены выросли примерно настолько, насколько вырос курс доллара. Это настоящая проблема для пенсионеров».
Зинаида Кучерская, 75-летняя пенсионерка, чья покупательная способность за последние два года уменьшилась почти в два раза, оказалась в числе таких пострадавших.
«У меня небольшая пенсия, — говорит она. — Мы платим за квартиру и еще за что-нибудь».
В ее случае что-нибудь — это продукты питания. По словам Кучерской, ей пришлось перестать покупать многие продукты — мясо, молоко и сыр — потому что они слишком дорогие. Даже такие продукты, как картофель, ей приходится долго искать.
«Вы же видите, я хожу с палочкой, — говорит она, — но я обхожу все магазины, чтобы найти продукты подешевле».
Однако Кучерская принадлежит к тому поколению, которому довелось пережить гораздо более страшные времена. Пока она не жалуется.