Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Минимальное вмешательство: более незаметная и дешевая война

© REUTERS/Bob StrongЭлитное спецподразделение США
Элитное спецподразделение США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя концепция операции с минимальным вмешательством не отменяет существенных различий в политической и стратегической ситуации в США и Франции, обе страны имеют дело со схожими угрозами и ограничениями. Поэтому для Франции тоже было логичным попытаться заменить ряд своих военных вмешательств более неприметными и экономичными войнами.

Боевые летчики, офицеры спецподразделений и командиры подлодок — эти французы, немцы, британцы и итальянцы принимали участие во внешних операциях в Африке, Афганистане, на Балканах и в Ираке во главе отрядов Иностранного легиона, десантных подразделений, артиллерийских расчетов и логистических бригад. Все они смогли в полной мере оценить хрупкость мира и подъем насилия. В этой книге они делятся размышлениями, задают вопросы, рассказывают о своих убеждениях. Нова ли стратегия ДАИШ? Устарела ли технология? Военные операции будут все более ограниченными? Отрывок из книги «Война глазами военных: стратегия и неопределенность» Бенуа Дюрье.

Хотя концепция операции с минимальным вмешательством (light footprint operation) не отменяет существенных различий в политической и стратегической ситуации в США и Франции, обе страны имеют дело со схожими угрозами и ограничениями. Поэтому для Франции тоже было логичным попытаться заменить ряд своих военных вмешательств (их иногда называют неудовлетворительными со стратегической точки зрения и проблемными с политической) более неприметными и экономичными войнами.

Таким образом, спецподразделения и в целом все армейские части, которые относятся к периметру операций с минимальным вмешательством в обозначенном выше его понимании, указываются в числе приоритетных в доктрине обороны и национальной безопасности 2013 года.    

Сходство и, что главное, различия

Общим критерием операций с минимальным вмешательством можно считать видимую политическую интенсивность, которую можно охарактеризовать как совокупность видимой интенсивности операции, потерь дружественной стороны, продолжительности вмешательства и внимания СМИ. В идеале эта интенсивность должна быть слабой или непродолжительной, что открывает относительно широкое поле возможностей. Кроме того, это демонстрирует, что концепция операции с минимальным вмешательством опирается не на число задействованных войск или характер использованных средств, а на способ применения силы и его политическое представление. Операции НАТО в бывшей Югославии в 1999 году могут служить прекрасным тому примером. И раз двух одинаковых конфликтов не существует, некоего стандарта операций с минимальным вмешательством тоже нет. В каждом конкретном случае требуется нащупать баланс между эффективностью операций, политической заметностью и финансовой осуществимостью.

Этот вывод о том, что привлекательность операций с минимальным вмешательством касается в большей степени политической и стратегической, нежели операционной проблематики, вполне логичен и для Франции, хотя имеющиеся у нее средства попросту не позволяли ей проводить операции иного рода на протяжении последних десятилетий. Стоит отметить, что понятие минимального вмешательства является плодом конкретной стратегической культуры и, следовательно, включает в себя разные значения в зависимости от страны. Во Франции степень принятия, без сомнения, выше, чем в США. Последние демонстрации против военного вмешательства прошли у нас в 1991 году, тогда как в Америке протесты национальных масштабов против операций в Ираке и Афганистане были еще в 2009 году. А в сфере военных возможностей (будь то число или характер задействованных людских и технических средств) у двух стран нет совершенно ничего общего.

Если даже не считать весь штат американской армии, у Командования специальных операций США имеется 70 тысяч бойцов, к которым также можно добавить 170 тысяч морских пехотинцев. Десантные возможности Франции же составят к 2019 году 66 тысяч человек. То есть, масштабы тут просто несравнимые, что призывает к осторожности в оценках и во избежание недоразумений по поводу принятия операций с минимальным вмешательством в Америке и Франции.    

Французская модель операций с минимальным вмешательством
    
Операция «Сервал» в Мали доказала обоснованность решений и компромиссов в доктрине обороны и национальной безопасности. Теперь она служит примером или даже полноформатной моделью экспедиционной силы, к формированию которой призывает бывший начальник штаба американской армии Рэймонд Одиерно. Причем эта отсылка представляется тем более обоснованной, что, разумеется, с учетом всех пропорций, бюджеты Франции и США движутся по схожим траекториям.

Так, операция с минимальным вмешательством французского типа (ключевым регионом ее применения является Африка) стала возможной благодаря целому набору качеств французских сил и в первую очередь:

— прекрасному знанию местности, населения и его обычаев, приобретенному за десятилетия присутствия в Африке, должной подготовке и умению действовать в засушливой среде при ограниченном количестве ресурсов;

— быстроте принятия решений, лидерским качествам на различных уровнях командования и скорости реагирования благодаря страховочным средствам и предварительному размещению сил на африканском континенте;

— способности быстро менять принятую тактику с помощью применения наземными силами модулируемых схем маневрирования и взаимодействия всех родов войск вплоть до самого низкого уровня;

— постоянному сбору разведданных и их быстрому применению, подвижности и способности действовать в глубине территории с помощью предназначенной для того техники;

— прочности занятых позиций, логистике, многозадачности и надежности техники, а также должной организации ее поддержки.   

Небольшая заметность, не слишком высокая цена и операционная эффективность — таковы главные черты французской модели операции с минимальным вмешательством. Она полагается на относительную автономность, которая в частности открывает возможности для оценки стратегической ситуации, подготовки местных сил и поддержки со стороны союзников в сфере разведки, тактического транспорта и дозаправки в воздухе. В дополнение к тем ограниченным средствам, что имеются у нее для проведения операций с моря, она полагается на заранее размещенные силы, значимость которых в такой перспективе лишь возрастает.

По сравнению с американской моделью операций с минимальным вмешательством (в ней предпочтение отдается удаленным ударам с беспилотников) французская модель выглядит менее кровопролитной и ставит на первое место менее удаленные методы. Обе эти особенности оказывают одновременно положительное воздействие на местное население и угнетающее на противника, устойчивость и репутация которого растут пропорционально числу дистанционных ударов. Этот важный момент повышает приемлемость таких операций среди населения.

Касательно возможностей, Франция, как считается, все еще в состоянии в одиночку проводить операции с минимальным вмешательством.  

Как бы то ни было, без внешних источников поддержки при подготовке операций должны приниматься во внимание определенные ограничения, такие как увеличение продолжительности вмешательства в связи с нехваткой стратегических и тактических транспортных средств, а также средств разведки и дозаправки в воздухе (эти моменты получили отражение в текущей военной программе). В сфере разведки Франция обратилась за помощью к США, причем это сотрудничество вышло на небывалый уровень со времен войны в Индокитае. Кроме того, самодостаточность вышеупомянутой модели теряется при одновременных операциях на нескольких фронтах. Наконец, протяженность театра боевых действий проливает свет на существующие транспортные ограничения.

По факту, все эти ограничения перечеркивают возможность быстрого начала операции, которое бы позволило создать эффект неожиданности. Какой бы привлекательной ни казалась французская модель с минимальным вмешательством, она не может в полной мере и надолго выполнить важнейшие условия любой военной кампании: свобода действий (позволяет взять в руки инициативу, реагировать на непредвиденные обстоятельства и навязывать свой темп), сосредоточение необходимых для удара по уязвимым точкам противника сил, эффект неожиданности для физической и моральной дезорганизации противника, экономия средств для длительных операций. На исправление всех этих недочетов направлена часть закона о модернизации существующей военной программы.

Отрывок из книги «Война глазами военных: стратегия и неопределенность» под редакцией Бенуа Дюрье, издательство le Rocher.
Бенуа Дюрье — бригадный генерал, участник множества операций в составе Иностранного легиона, доктор исторических наук, директор Центра высших военных исследований.