С 2009 по 2014 годы их расходы за рубежом выросли почти в четыре раза, составив 164,8 миллиарда долларов США, а динамика роста турпотока представителей этой страны в среднем составляет 18% в год. Речь идет о китайских туристах, за которых в последнее время активно борются все крупные туристические страны. И Россия здесь не исключение.
По подсчетам Российского Федерального агентства по туризму, за 9 месяцев 2015 года, Россию посетило 583 617 граждан КНР. Таким образом, Китай оказался на первом месте по въездному туризму, с отрывом обогнав Германию (319 192) и США (152 940).
Но представители российской туриндустрии не собираются останавливаться на достигнутом. На прошлой неделе, на 4-м Российско-китайском туристическом форуме, организованном ассоциацией «Мир без границ», эксперты туристической отрасли обсудили вопросы, связанные с тем, как увеличить поток китайских туристов в Россию.
Участники форума резюмировали нынешнюю ситуацию с китайскими туристами в России в нескольких тенденциях. Сейчас в страну приезжают в основном китайские туристические группы, это туристы преимущественно предпенсионного и пенсионного возраста, и большую часть из них интересуют главные достопримечательности Европейской части РФ — Москва, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо, Краснодарский край.
«Мы достигли больших успехов в туристической отрасли, но есть еще огромный неиспользованный потенциал», — заявил на сессии форума временный поверенный в делах посольства КНР в РФ Чжан Сяо.
Новые направления для молодежи
По мнению экспертов туриндустрии, главные задачи, которые стоят перед отраслью — это развитие новых направлений и привлечение в Россию более молодых и более состоятельных китайских туристов.
«У вас в России почти все есть, и есть возможности», объясняет Чжу Лян, генеральный директор представительства авиакомпании China Southern в Москве. «Но пока российские туроператоры не знают, что интересует молодых китайских туристов. Чтобы они приехали в Россию, нужно правильно формулировать информацию о турпродуктах».
Молодые китайцы увлекаются экстремальными видами спорта, любят походы по дикой природе с рюкзаком. Так что в России их многое заинтересует, уверен Чжу Лян. Недавно он приехал из Астрахани, где находился в командировке. По его словам, в этом регионе очень популярна рыбалка. «А в Китае 60 миллионов любителей рыбалки. Среди них есть энтузиасты, которые готовы тратить большие деньги, чтобы каждый год ездить рыбачить в разные страны. Но о том, что в России есть такое место, они не знают», сожалеет он.
Визовый вопрос
Оформление виз не упрощает задачу желающих посетить Россию молодых китайцев. Если для группового туризма в Россию визы не нужны, то в рамках самостоятельного путешествия, чтобы оформить российскую туристическую визу, необходимо иметь на руках приглашение, говорит Чжань Дунмэй из Китайской академии туризма.
«Китайские и российские турагенства предоставляют такие услуги, как «полуорганизованные турпоездки». В этом случае они берут на себя бронь авиабилетов и гостиниц, а свое пребывание клиенты организуют сами. Но несмотря взаимодействие между двумя странами, китайские клиенты все равно сталкиваются с проблемами. В Москве очень мало указателей на китайском, или английском языке. Я не говорю по-русски, и, находясь в Москве, я поняла, что мне будет сложно ориентироваться на улице. Я не смогу вызвать такси, таксисты в основном не говорят по-английски, а название станций метро и остановок общественного транспорта прописаны только на русском языке. Так что, чтобы привлечь в Россию китайскую молодежь, российской стороне предстоит проделать немалую работу», заключает Чжань Дунмэй в интервью «Жэньминь Жибао онлайн».
Сделать достопримечательности в России «China-friendly»
О том, как адаптировать турпродукты под требования китайских туристов, хорошо знают представители программы China Friendly в России. Получив аккредитацию в 2015 году, эта организация сотрудничает с агентствами, занимается аттестацией гостиниц и ресторанов, и предлагает присоединиться к ней музеям, культурным памятникам и другим достопримечательностям страны.
«С нами уже связались аэропорты, с просьбой помочь адаптировать свой сервис под китайских туристов. Музеи «Бункер-42» на Таганке в Москве и «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге уже присоединились к нам. Также мы работаем с курортом «Роза Хутор» в Краснодарском крае», — делится в интервью «Жэньминь Жибао онлайн» последней информацией о продвижении бренда директор по маркетингу и пиару China Friendly Анна Сибиркина. И добавляет что с большими музеями работать сложнее, чем с маленькими. «Это крупные государственные объекты и такие изменения даются им непросто. Впрочем, для Пушкинского музея (в Москве) мы уже делали переводы и адаптировали информацию для китайских туристов».