Наступили очень важные времена для Организации Североатлантического договора и ее стран-членов. НАТО, которую справедливо называют самым успешным военным альянсом в истории, не допустил советскую агрессию и одержал верх в холодной войне, а сегодня противостоит усиливающейся России на ее границах и разрастающейся террористической угрозе, направленной из-за рубежа и зарождающейся внутри. Давление России на натовскую периферию, а также разгул терроризма на улицах Парижа, Анкары, Стамбула и Брюсселя — это серьезнейший вызов альянсу, чья военная мощь и решимость в последние два десятилетия неуклонно ослабевают.
А поэтому генеральный секретарь Организации Североатлантического договора Йенс Столтенберг прибудет на следующей неделе в Вашингтон с длинным списком непростых вопросов. Самым неотложным среди них является вопрос об укреплении стран-членов и предоставлении им гарантий безопасности. Это касается всех входящих в НАТО государств от Балтийского до Черного моря, которые непосредственно попали в перекрестье прицела путинской России, испытывая от этого серьезную тревогу. Столтенберг обсудит с американскими представителями меры противодействия усиливающимся российским угрозам, которые альянс может утвердить на предстоящем в июле саммите в Варшаве. Польский министр иностранных дел Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski) в связи с этим в ходе недавнего интервью решительно потребовал: «Мы хотим немедленно получить защиту».
Владимир Путин весьма откровенно говорит о своих стратегических целях: компенсировать те исторические потери, которые Советский Союз понес в конце холодной войны, и восстановить статус и престиж России как великой державы и соперницы Америки, равной ей по силам. Это устремление будет иметь серьезнейшие последствия для всей Европы. Независимые на сегодня государства из состава бывшего Советского Союза, прежде всего, прибалтийские члены НАТО Латвия, Литва и Эстония, сталкиваются с угрозой ослабления своего суверенитета и с постоянным риском агрессии со стороны России, свидетельством чему является российское вторжение в Грузию в 2008 году, аннексия Крыма в 2014-м и продолжающаяся военная кампания на востоке Украины. Эти государства из исторической буферной зоны Центральной и Восточной Европы прежде были советскими сателлитами и членами Варшавского договора, а сейчас являются полноправными участниками НАТО. Им грозит нескончаемое преследование и запугивание со стороны России, которую Ващиковский назвал «агрессивной соседкой, открыто заявляющей о перекройке европейских границ». И наконец, даже давний член Североатлантического альянса Турция, охраняющая стратегический юго-восточный фланг НАТО, сталкивается с наращиванием российской военной мощи в соседней Армении и одновременно испытывает затруднения из-за интервенции России в разрушенной Сирии.
Все это показывает, как много сегодня поставлено на карту. Прежде всего, речь идет о необходимости укреплять репутацию НАТО как силы сдерживания и устрашения. Могут быть и реально бывают расхождения во мнениях о том, в каком объеме оказывать поддержку подвергшейся российской агрессии независимой стране, такой, как Украина, которую Россия хочет превратить в вассальное государство, и перед которой у США и их европейских союзников нет договорных обязательств. Критики с одной стороны убедительно говорят о том, что мощная поддержка Украины помогла сдержать Россию на других направлениях, а с другой – что эти усилия оказались тщетными, провокационными и так далее. Но когда речь заходит о потенциальной российской угрозе странам НАТО, не может и не должно быть никаких дебатов и двусмысленности.
Американская безопасность и безопасность наших союзников по Североатлантическому альянсу полностью зависит от действенности гарантий безопасности, предусмотренных статьей V устава НАТО. Эта статья со всей определенностью указывает, что альянс в едином порыве выступит на защиту своего члена, подвергшегося нападению или угрозе нападения. И члены НАТО, и любой возможный агрессор должны быть уверены в том, что альянс обладает силой воли, возможностями и решимостью для выполнения этого торжественного обязательства о взаимной обороне. На самом деле, такой уверенности может оказаться достаточно, чтобы отбить у потенциального агрессора охоту к нападению. Это самый важный вывод из успеха НАТО в холодной войне: благодаря надежному сдерживанию конфликт не произойдет, а запугивание не сработает.
В конкретном плане понятно, что должен делать альянс для усиления своих флангов и укрепления потенциала сдерживания в Прибалтике, Центральной и Восточной Европе. Речь идет о живой силе и боевой технике. Это также боевая подготовка, учения, наращивание военного присутствия, сил и средств НАТО в этих регионах, что укрепляет веру в способность и готовность альянса защищать своих членов. Важнее всего это для прибалтийских стран, но вполне понятно, что Польша и ее соседи также нуждаются в надежных гарантиях.
С другой стороны, Турция, придающая большое значение самообороне, относится к иной категории. Ее стратегическая значимость для НАТО и для Запада сегодня выше, чем во время холодной войны, поскольку она является дверью на быстро распадающийся Ближний Восток, и у нее издавна враждебные отношения с Россией.
Россия агрессивно расширяет свое присутствие вблизи турецких границ: с юга в Сирии, с севера в Крыму и на Украине — а в последнее время и с востока в Армении. Только за последний год российская армия развернула в Армении современные беспилотные летательные аппараты, ударные вертолеты и баллистические ракеты. Мало кому известно о том, что на территории Армении размещается примерно 5 тысяч российских военнослужащих и две российские военные базы, причем одна из них всего в нескольких километрах от границы с Турцией. В условиях хаоса, который царит в Сирии, и дестабилизирующего воздействия конфликта на саму Турцию, проявившегося в недавних страшных терактах в Анкаре и Стамбуле, становится понятно, что Россия, окружая эту страну и оказывая на нее давление, стремится если не дестабилизировать, то запугать ее и подчинить своей воле турецкую внешнюю политику.
К счастью, Турции не нужны дополнительные военные обязательства НАТО. Она поддерживает активное сотрудничество с альянсом, и в частности с США, свидетельством чему является соглашение о размещении американской авиации на базе Инжирлик в южной Турции, откуда эти самолеты наносят удары по целям ИГИЛ в Сирии. В нынешних условиях Турции нужны лишь доказательства солидарности ввиду тех серьезных угроз, с которыми она борется, а также подтверждение ее серьезного стратегического значения для НАТО и нашей общей безопасности.
Главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove) очень четко изложил суть проблемы, выступая недавно на слушаниях в конгрессе. Он назвал Россию «угрозой существованию США, наших европейских союзников и партнеров». Используя угрозы и увещевания, а также тактику «разделяй и властвуй», Путин стремится ослабить единство альянса и его уверенность в себе. В годы холодной войны НАТО успешно противостояла таким проискам, и под решительным руководством США мы можем противостоять им снова.
Но в этом старом уравнении есть новые измерения, которые существенно осложняют существующие вызовы. Одно из них — это усиливающиеся сомнения по поводу надежности США в мире и преданности Америки Европе. Путин с готовностью использует эту тревогу. Другое новое измерение — это сам Путин, в частности, представление о том, что у него больше оппортунизма и беспечности, чем у любого российского и советского лидера со времен Хрущева. Если судить по его агрессии в Грузии и на Украине, а также по жестокости его военных кампаний в Чечне и Сирии, можно сделать вывод, что самый важный шаг, который должны сделать США для обеспечения безопасности в Европе, это усиление стран-членов НАТО, могущих подвергнуться российскому давлению, и предоставление им гарантий защиты. Солидарность с союзниками — это самый верный способ сдержать агрессию и обеспечить мир. Этот урок из эпохи холодной войны мы никогда не должны забывать.
Джеймс Фоули — бывший заместитель руководителя аппарата генерального секретаря НАТО, ныне работающий международным консультантом.