Теперь, когда в Соединенном Королевстве увеличили минимальный размер оплаты труда, а требования Берни Сандерса (Bernie Sanders) повысить минимальную зарплату на 50% привлекают на его сторону все больше избирателей, некоторые политики в одной из самых социалистических стран мира, Швеции, выступают за то, чтобы двинуться в обратном направлении. Вполне возможно, они окажутся правы, особенно если странам удастся найти способ упразднить тесную связь между основными средствами к существованию и оплатой труда.
В Швеции, а также в некоторых других странах с мощными системами социального обеспечения — Дании, Норвегии, Швейцарии — нет установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Вместо этого минимальный размер зарплаты устанавливается коллективно. Мощные профсоюзы и социально-ответственные работники Швеции добились того, чтобы минимальная зарплата, которая сейчас достигает 20 тысяч шведских крон или 2 468 долларов в месяц, составляла 64% от средней заработной платы — это в два раза больше, чем в США. Однако сейчас три оппозиционные партии в шведском парламенте выступают за то, чтобы снизить минимальный размер оплаты труда и, таким образом, приспособиться к прибытию армии иммигрантов, которые в большинстве своем не обладают какими-либо специальными навыками.
Пока этого не произошло, потому что правящая коалиция выступает против вмешательства правительства в механизмы работы рынка рабочей силы, однако предложение оппозиционных партий вполне логично. Хотя уровень безработицы в Швеции нельзя назвать тревожно высоким — он составляет 7,6% — его также нельзя считать нормальным для страны, где до начала финансового кризиса 2008 года не работало всего 5% населения. Кроме того, в списке самых богатых стран мира Швеция занимает одно из первых мест по степени разрыва в уровнях безработицы среди местного населения и иммигрантов. Уровень безработицы среди молодых иммигрантов на 70% выше, чем уровень безработицы в рядах коренных шведов. Если снизить минимальный размер оплаты труда, многие из вновь прибывших иммигрантов, в основном с Ближнего Востока, смогут найти себе работу, что снизит уровень социальной и межэтнической напряженности.
Международный валютный фонд признал это в своем январском докладе:
«Хотя эмпирических доказательств пока недостаточно, результаты проведенных исследований указывают на то, что уровень занятости иммигрантов и качество занимаемых ими должностей выше в тех странах, где минимальный уровень оплаты труда ниже, где меньше механизмов обеспечения занятости и где меньше разрыв на рынке рабочей силы».
МВФ поддержал идею о внесении пунктов о временных исключениях в законы о минимальном размере оплаты труда для беженцев — в Германии, к примеру, прозвучало предложение о том, чтобы беженцам разрешили работать за меньшую зарплату в течение первых шести месяцев после получения статуса беженца — но при этом предупредил, что «выгоды от этих адресных вмешательств должны быть тщательно просчитаны и соотнесены с риском возникновения разрыва на рынке труда, который впоследствии будет трудно устранить».
Проблема иммигрантов — это всего лишь одна из наглядных иллюстраций того, почему правительствам, возможно, не стоит пытаться регулировать рынок рабочей силы, забывая о своей конечной цели, состоящей в гарантии того, что люди «не будут умирать на улицах», как любит говорить Дональд Трамп (Donald Trump). Политики в некоторых странах уже начинают понимать, что привязывать получение основных средств к существованию к работе посредством минимального размера оплаты труда — это не самый логичный способ добиваться социальной справедливости.
Эти страны проводят эксперимент с универсальным основным доходом, который будет выплачиваться всем, независимо от того, работают они или нет. Рабочая группа финского правительства, которой было поручено опробовать эту схему, в среду предложила на рассмотрение параметры своего пилотного проекта: в следующем году до 10 тысяч человек начнут получать 550 евро в месяц. Экономика Финляндии находится в сложной ситуации — сейчас ее размеры меньше, чем в 2008 году — однако правительство рассчитывает на то, что оно сможет предоставить гарантированный базовый доход всем своим гражданам, сократив существующую систему льгот.
Среди других стран, рассматривающих возможность внедрения такой схемы, можно назвать Канаду, где пилотный проект стартует уже в этом году в провинции Онтарио, Новую Зеландию, где вторая партия в парламенте заинтересовалась этой идеей и рассматривает возможность ее включения в свою платформу, и Нидерланды, где пилотные программы уже стартовали в четырех городах. В июне в Швейцарии пройдет референдум по вопросу об универсальном базовом доходе, хотя там шансы на успех невелики.
Сама идея универсального базового дохода многим людям кажется радикальной, сродни идее получения денег ни за что, однако в ней гораздо больше либертарианского духа, чем коммунистического. Гарантируя базовые средства для выживания, правительство предоставляет услугу, настолько же необходимую, как, скажем, охрана порядка на улицах и защита государства от иностранных врагов. В то же время, как только эта услуга предоставлена, правительство может освободить себя от необходимости регулировать рынок рабочей силы: его задача, заключающаяся в том, чтобы накормить и одеть людей, уже выполнена. Правительство Финляндии считает, что программа обеспечения базовым доходом подтолкнет людей, которые в настоящее время нигде не работают, к поискам работы с частичной занятостью, за которую прежде они не хотели браться, опасаясь лишиться своих льгот.
Многие люди могут согласиться на работу за зарплату, которая меньше минимального размера оплаты труда, и на более гибких условиях, если у них будет гарантированный доход и если им больше не нужно будет цеплять за неудобную работу, чтобы не оказаться на улице. Стимулов для того, чтобы не работать вовсе, будет мало: тот размер универсальных выплат, который предлагается в Финляндии, не может обеспечить комфортное существование. А способность Финляндии выделять средства на новые программы, уменьшая расходы на уже действующие программы, доказывает, что страхи многих критиков, опасающихся, что универсальный базовый доход может привести к резкому росту налогов, возможно, являются необоснованными.
Одна из проблем, которые могут возникнуть в связи с введением универсального базового дохода, заключается в том, что он может сделать страну гораздо более привлекательной для еще большего количества иммигрантов из бедных стран, где 550 евро — это сказочное богатство. В этом случае открытые границы вряд ли останутся таковыми. Однако европейским странам уже давно пора привести порядок принятия и оформления иммигрантов в соответствие с увеличившимся потоком беженцев, независимо от схем введения универсального базового дохода, и они уже успели многое сделать для того, чтобы справиться с этим хаосом. Кроме того, если будет введен базовый доход, иммигранты, которые уже прибыли в европейские страны, возможно, пройдут путь интеграции быстрее, чем это происходит сейчас, потому что рынки рабочей силы оживятся и станут менее неприступными.
Правительство не должно указывать частным компаниям, сколько те могут платить своим сотрудникам. Однако правительство обязано помочь своим гражданам избавиться от страхов за будущее и чувствовать себя в большей безопасности. Компании и состоятельные граждане, возможно, уже готовы к тому, чтобы на смену регулированию уровня зарплаты и другим жестким правилам рынка труда пришли более высокие налоги, необходимые для эффективной работы схемы универсального базового дохода.