На минувшей неделе некоторые из мировых диктаторов впервые появились в США, приехав на саммит по ядерной безопасности. Это люди, которые бросают своих критиков в тюрьмы и попирают устои гражданского общества. Администрация Обамы отнеслась к ним со всей учтивостью, хотя они заслуживают более сдержанного отношения.
Возьмем, к примеру, президента Азербайджана Ильхама Алиева, который регулярно сажает в тюрьму тех, кто его критикует. Накануне саммита он некоторых из них выпустил — наверное, думая, что тем самым ослабит напряженность и сгладит впечатление. Хотя без всяких на то оснований остается за решеткой занимающаяся независимыми расследованиями журналистка Хадиджа Исмаилова, а правозащитникам Лейле и Арифу Юнус запрещен выезд из страны. Когда госсекретарь США Джон Керри появился перед журналистами вместе с господином Алиевым в Белом доме в кабинете для совещаний, он очень высоко отозвался о своем госте как лидере страны в сложном регионе, действующем «обдуманно и рассудительно». Керри и Алиев говорили о газопроводе, о конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха и роли Азербайджана в Афганистане. Но о демократии и правах человека они не сказали ничего.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган тоже пытается заставить замолчать своих критиков — в том числе подавлением свободы прессы, ведя уголовное преследование журналистов Кана Дюндара (Can Dundar) и Эрдема Гюля (Erdem Gul). До этого Байден выступил против жестких мер в отношении прессы, но в заявлении Белого дома после встречи с Эрдоганом в отеле St. Regis Hotel об этом ничего сказано не было. Не говорилось о репрессивных мерах и в репортаже о встрече президента Обамы с Эрдоганом, состоявшейся во вторник в Белом доме. В пятницу после окончания саммита Барак Обама заявил, что предостерег Реджепа Эрдогана от «подавления свободы информации и сворачивания демократических дискуссий».
Как следует из заявления, опубликованного Белым домом после встречи президента Обамы с лидером Китая Си Цзиньпином, они обсуждали вопросы изменения климата, противодействия кибер-преступлениям и ядерной безопасности. Г-н Обама «еще раз заявил о том, что США решительно поддерживают соблюдение в Китае прав человека и основных свобод», говорится в заявлении. Г-н Си не разделяет этих ценностей, он возглавляет партийное государство, которое не уважает ни прав, ни свобод личности. Барак Обама мог бы назвать несколько имен — например, имя такого же, как он сам, лауреата Нобелевской премии мира Лю Сяобо (Liu Xiaobo), которого гноят в тюрьме за то, что он боролся за свободу слова и соблюдение прав человека. Такой прямой разговор, возможно, оскорбил бы г-на Си, но он бы способствовал поднятию духа бесстрашных диссидентов во всем мире, которым их тюремщики постоянно говорят, что мировая общественность о них забыла.
Свобода находится под угрозой — от Китая, России до Ближнего Востока. Сейчас как никогда Соединенные Штаты должны выступать в защиту людей, продолжающих бороться за свободу. Частные беседы важны, но важно и выступать открыто, на людях. Даже рискуя оказаться неучтивым во время саммита, важно напомнить тиранам — и всему миру — что человеческий дух не победить.