Карабахская тема прочно обосновалась в блоке топ-новостей мировых СМИ, и последние известия с полей боестолкновений свидетельствуют, что на этот раз не так уж и легко будет разрулить военно-политическую обстановку. Как бы ни старались высокие персоны ООН, стран-лидеров продемонстрировать свою обеспокоенность, надо однозначно сказать: господа опоздали, закрыв сарай после того, как оттуда сбежали лошади.
А ведь азербайджанская сторона сделала все от нее зависящее, чтобы вовремя предупредить сообщество, его полномочные институты о надвигающейся опасности новой войны в Карабахе. И как это обычно случается, самое нежелательное случилось тогда, когда его не ждали вершители судеб.
Тактическая цель Армении удалась — хрупкий мир рухнул. Произошло это с попустительства ООН, Минской группы ОБСЕ и тех сил, которые еще вчера с пеной у рта пели дифирамбы псевдомиротворчеству в исполнении келейных дипломатов, которые только и отличились ничегонеделанием. Но в стратегическом плане Ереван грехов не оберется. И на то есть предпосылки.
Небезынтересно знать, как после случившегося спецпредставители тройки смогут убедить Баку в перспективности формата Минской группы ОБСЕ?!
Фарс преступников и заступников
Переход к силовым методам выяснения отношений становится следствием провала политических усилий. В разрезе мирного урегулирования кризиса в Карабахе уже несколько лет не наблюдалось никакого продвижения. Внимание к себе привлекало странное, если не сказать сомнительное, хладнокровие, коим посредники от Минской группы расценивали ситуативность, оправдывали армянские провокации на линии противостояния, пытались подвести оправдательную базу под череду мини-войн, которые то и дело вспыхивали.
Не могло остаться за пределами внимания Баку и то, как медоточивым заявлениям дипломатов США, России и Франции вторили армянские руководители. Все время из Еревана звучали пафосные отклики о том, что «разумной альтернативы формату Минской группы нет и не может быть». Притом никто конкретно не мог изложить, за какие заслуги и в силу какого актива обожествляется роль посредников, если де-факто контактного процесса нет, и политический процесс зашел в тупик.
По сути на глазах у сообщества разыгрывался постыдный фарс с участием заступников армянских военных преступников, которые пустили на самотек сложный процесс, застолбив за собой тепленькое место миротворцев.
И как тут не вспомнить хронику политических усилий, инициатив Баку, который несколько раз инициировал обсуждение ситуации на оккупированных территориях на уровне Генассамблеи ООН, Совета Европы, ПАСЕ! По странному стечению обстоятельств те, кто по долгу службы доложен был поддержать Баку, лил воду на мельницу агрессора.
Политический лидер Азербайджана Ильхам Алиев не упускал случая, чтобы проинформировать мировые институты о действующем положении вещей на оккупированных территориях страны. В ходе саммитов и важных мероприятий он постоянно напоминал о факторе повышенного армянского риска, который держал в напряжении не только Азербайджан, но и весь регион, имеющий непреходящее коммуникативное значение для судеб мира.
На фоне естественной обеспокоенности азербайджанской дипломатии, а она как фактор явного действия всегда присутствовала в международной повестке, официальный Ереван не только продолжал бряцать оружием, но и делал новые экспансионистские заявки, угрожая безопасности Нахичеваня, других приграничных регионов восточного соседа. Они же угрожали уничтожением энергетических и транспортных коммуникаций международного значения, которые проходят по территории Азербайджана, выставляя себя в свете бравых разрушителей.
Тревожные поползновения и угрозы, как правило, оставались вне поля зрения дипломатов высокого уровня, а то и нарочито игнорировались Минской группой ОБСЕ.
Наконец, бездеятельность посредников все время маячила на фоне периодических возникавших обострений на линии соприкосновения. Армянские передовые в последнее время приняли за правило за ночь более ста раз нарушать режим прекращения огня, целясь в мирные селения и угрожая безопасности простых людей.
И теперь, когда зарвавшийся агрессор прицельно стал бить по сугубо мирным целям на территории Азербайджана, получил более чем адекватный ответ. Многократные предупреждения Баку трансформировались в давно ожидаемые действия.
Это тот самый случай, когда сильная сторона опробовала все варианты, прибегнув, наконец, к единственно допустимому методу усмирения зла.
Зло будет наказано
Вести с передовой, статистика потерь сторон показывает, что азербайджанская армия доминирует. Агрессор опять прибегает к всевозможным уловкам, требуя восстановления статус-кво, который был до 2 апреля. То есть армянская сторона вымаливает отход на прежние позиции, чтобы воссоздать приемлемые для себя условия в восстановлении временного мира.
Коль скоро во вспыхнувших боях стороны понесли потери, пролилась кровь военнослужащих азербайджанской армии, приемлемы ли такие условия Еревана? Конечно же, нет.
Армения с популистским настроем ее политического руководства осознала ошибочность своей стратегии с опозданием. Теперь ей и решать — как договариваться с Азербайджаном, за которым мощная политическая поддержка сообщества, сильная и хорошо вооруженная профессиональная армия, надежная ресурсная база для ведения долгосрочной кампании.
Мировая элита между тем продолжает осуждать боевые действия, призывая стороны вернуться за стол переговоров. Спрашивается, что ей мешало прислушаться к призывам Баку, когда он постоянно предупреждал о чреватости армянской политики?
Наконец, почему все закрывали глаза на бездействие Минской группы ОБСЕ, когда по ее мониторинговой миссии в зоне конфликта армянские военные открывали прицельный огонь?
Армения с ее опасным курсом вызвала огонь на себя. Перечень ее последних преступлений пополнился новыми злодеяниями в отношении азербайджанских граждан и военнослужащих. Тот факт, что азербайджанские органы дознания возбудили по ним уголовные дела, красноречиво свидетельствует об одном — официальный Баку настроен более чем решительно, чтобы положить конец армянским преступлениям на почве мракобесия и человеконенавистничества.
Сила, культивирующая зло, должна быть наказуема, она и будет наказана.