Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Растущие цены на нефть и новая роль Москвы

© AFP 2016 / Alexander NemenovШтаб-квартира «Газпрома» в Москве
Штаб-квартира «Газпрома» в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Газета New York Times предположила, что Россия и Саудовская Аравия заключили между собой сделку, в соответствии с которой Эр-Рияд обязуется сделать все необходимое для того, чтобы обеспечить рост цен, в обмен на отказ Москвы от поддержки сирийского режима. Вполне возможно, что именно усилия Эр-Рияда побудили Россию начать вести более рациональную политику в Сирии.

За прошедшие два года цены на нефть рухнули с отметки 115 долларов за баррель — показатель середины 2014 года — до 27 долларов за баррель в начале текущего года. Однако соглашение между Саудовской Аравией и Россией по поводу заморозки объемов добычи нефти, подписанное в начале февраля этого года, дало положительный результат. С момента подписания соглашения цена на нефть выросла примерно на 10%.

В связи с этим возникает вопрос. Как повлиял процесс колебания цены на нефть (от катастрофически низкой и до нынешних позитивных показателей небольшого роста) на позицию России в Ближневосточном регионе? В данном случае речь идет не только о Сирии, где усилиями России конфликт был выведен в политическую плоскость, что не входило в планы Башара Асада и его союзника Ирана. Вопрос стоит шире. А именно, в какой степени вышеупомянутые события повлияют на сближение России с другими странами региона, в частности с Саудовской Аравией? Перейдет ли Россия из разряда врага, которым она была в восприятии большинства арабских стран из-за ее поддержки режима Асада и Ирана, в разряд стран, способных принимать комплексные решения?


Снижение цен на нефть произошло в самый неблагоприятный для России момент. Этот процесс совпал с конфликтом на Украине, где России пришлось вступить в схватку с США и Европейским Союзом, отстаивая свои позиции в регионе. В результате этого противостояния Запад наложил на Россию жесточайшие санкции, которые привели к серьезным потерям для экономики страны — они оцениваются в 40 миллиардов долларов ежегодных убытков. Но падение цен на нефть нанесло российской экономике еще больший ущерб. Потери в этом секторе составляют 100 миллиардов долларов ежегодно. Неблагоприятная экономическая ситуация значительным образом снизила возможности России на внешнем и внутреннем фронтах политической жизни страны. Было принято решение сократить государственные расходы 2016 года на 20% по сравнению с 2014 годом. Уровень инфляции в прошлом году достиг 12,5%. Заметно снизилась покупательная способность миллионов российских граждан, количество бедных увеличилось с 16 миллионов человек в 2014 году до 20 миллионов в начале этого года.

Экономические и социальные вызовы, с которыми столкнулась Россия, а также продолжающееся падение цен на нефть открыли новые возможности для улучшения взаимоотношений между Россией и Саудовской Аравией. Стороны достигли взаимопонимания о необходимости детального обсуждения вопросов, вынесенных на международную повестку дня.

Газета New York Times предположила, что Россия и Саудовская Аравия заключили между собой сделку, в соответствии с которой Эр-Рияд обязуется сделать все необходимое для того, чтобы обеспечить рост цен, в обмен на отказ Москвы от поддержки сирийского режима. Однако Кремль поспешил опровергнуть эту информацию. Возможно, между странами действительно нет прямой договоренности такого рода. Тем не менее вполне вероятно, что усилия Эр-Рияда в вопросе повышения мировых цен на нефть побудили Россию принять более рациональную позицию в отношении Сирии.

© AP Photo / Ebrahim NorooziПрезидент России Владимир Путин и президент Ирана Хасан Рухани на встрече в Тегенане, Иран
Президент России Владимир Путин и президент Ирана Хасан Рухани на встрече в Тегенане, Иран


Западные СМИ представляют события таким образом, что возникает ощущение, будто Россия диктует условия западным и арабским государствам, которые в свою очередь вынуждены идти на уступки — проще говоря, проигрывают в противостоянии позиций. Однако такая картина не совсем верно отражает действительность. Неоспоримый факт, что противоположная сторона сирийского конфликта отказалась от условия ухода Асада до начала политического процесса в стране. Однако основная цель, поставленная мировым сообществом, сирийской оппозицией и региональными силами еще в 2011 году, осталась без изменений. Она заключается в необходимости общими усилиями организовать в стране переходный процесс, в результате которого правящий режим в Сирии должен быть изменен. Надо отметить, что арабская инициатива по формированию «правительства национального единства» не исключает участия в нем Асада, тогда как сам сирийский режим отказался обсуждать вопрос политического перехода.

Сегодня многое поменялось. Россия кардинально изменила свою позицию в сирийском вопросе, в конечном итоге она пришла к пониманию необходимости формирования переходного периода в Сирии, о чем ведется речь с 2012 года. С одной стороны, изменить свою позицию Москву могли заставить внутренние экономические трудности, угрожающие стабильности государства. С другой стороны, эти же проблемы побуждают ее принять участие в широкомасштабных внешнеполитических проектах, которые, кстати сказать, не ограничиваются Сирией.

В заключение необходимо отметить два момента. Во-первых, низкая цена на нефть и связанные с этим экономические последствия — не единственная причина, вынудившая Россию занять более рациональную позицию в отношении Ближнего Востока, вывести ход конфликта в Сирии из военной плоскости в политическую. Это не основная причина, но это причина безусловная и весомая. Во-вторых, важно отметить, что, несмотря на то, что цены на нефть в ближайшее время могут продолжить расти благодаря ограничениям добычи, довести их до уровня 2014 года не представляется возможным. Такие колебания цен на нефть неизбежны и обусловлены циклическими процессами в мировой экономике, которые наблюдаются каждые 5-10 лет и связаны с оживлением мировых экономических процессов или с их торможением.