Соперничество за Нагорный Карабах началось после распада Советского Союза. В длившейся три года войне погибло около 30 000 человек. В 1994 году Россия добилась прекращения огня. Территорией управляет непризнанное правительство, которое пользуется поддержкой армян в Армении и в диаспоре, в том числе в сильной калифорнийской общине, об этом писал New York Times. Мирный договор заключен не был. Сейчас появился риск, что существовавшее соглашение будет разорвано.
Азербайджанские силы заняли часть Карабаха, напав на сепаратистов и силы Армении. В боях принимают участие все рода войск. По сообщениям агентства Bloomberg, наступление азербайджанской армии стало ответом на артиллерийский обстрел с армянской стороны.
Россия призвала к мирному урегулированию спора. Американцы встретились с лидерами конфликтующих сторон в кулуарах вашингтонского Саммита по ядерной безопасности. Тему обсуждала Минская группа ОБСЕ, то есть французы, россияне и американцы. Именно ОБСЕ отвечала за выработку мирного договора, который так и не был подписан.
Существует два фактора, которые делают ситуацию еще более опасной, чем прежние многочисленные военные инциденты. Негативное влияние на стабилизацию ситуации будет оказывать усиливающийся кризис в отношениях между Москвой и Анкарой, которые могут проявить меньше доброй воли, чем раньше. Также дестабилизирующим фактором могут стать экономические проблемы Азербайджана, бюджет которого пострадал от падения нефтяных цен. Баку старается получить помощь от международных финансовых институтов. В СМИ появились спекуляции о том, что финансовые сложности, возможно, повлияли на состояние армии.
Война с Арменией повредит интеграции Азербайджана, так как вынудит его союзников занять четкую позицию. Зато повысится рейтинг страны, которая пала жертвой нападения. Армения сотрудничает с Россией: она вступила в ее Таможенный союз. Несмотря на протесты против повышения цен на электроэнергию в июне прошлого года президент Серж Саргсян сумел найти компромисс, завершивший выступления граждан. Война, в свою очередь, может консолидировать общество вокруг власти. Поэтому следует принимать во внимание такой вариант, что бои вспыхнули в результате провокации.
Долгосрочная дестабилизация Азербайджана будет иметь те же последствия, что дестабилизация Украины. Она поставит под вопрос интеграцию этой страны с Западом, надежность транзита углеводородов через азербайджанскую территорию и повысит цены на сырье. Каждое из этих явлений выгодно российской стороне. Побочным эффектом может стать эскалация напряженности во всем регионе. Российско-турецкий спор отражается на действиях в Сирии, где идет гражданская война, к которой подключились обе страны. Втягивание Азербайджана в войну с Арменией может привести к эскалации напряженности в отношениях между Турцией и Россией, а вслед за этим следует — и в отношениях между россиянами и НАТО. Энергетический аспект этого конфликта усиливает его значение для США и Евросоюза. Если деэскалации не произойдет, локальный конфликт с участием Азербайджана может вместе с украинским и грузинским кризисом вылиться в долгосрочную региональную дестабилизацию. В будущем Восточная Европа, Кавказ и Ближний восток могут оказаться новыми фронтами конфронтации НАТО с Россией. Цены на нефть вырастут, а западные интеграционные проекты остановятся.
Появляется искушение возложить вину за создавшуюся в Нагорном Карабахе ситуацию на Москву. Россияне использовали Автономную Республику Крым, чтобы начать войну на Украине, они воспользовались сепаратистами в Южной Осетии, чтобы ввести войска в Грузию, российские силы в определенной степени усугубили ситуацию в Сирии. Возможно, после размораживания кризиса в Грузии в 2008 году и создания новой кризисной ситуации на Украине в 2014 Россия решила окончательно разморозить Нагорный Карабах. Пока она занимает достойную одобрения примирительную позицию, но если в Карабахе появятся «зеленые человечки», это уже будет подписью российских тактиков.
Однако даже без этого от хаоса в Азербайджане выиграют такие российские компании, как Роснефть, которая была заинтересована активами в этой стране. В 2013 году Роснефть и азербайджанская SOCAR заявили о желании создать совместное предприятие по разведке и добыче нефти. Пока соглашение остается только на бумаге. В долгосрочной перспективе россияне наверняка хотят, чтобы добычу на азербайджанском месторождении Шах-Дениз вместо британской BP поддерживал их ЛУКОЙЛ. Ограничения, которые следует учитывать, — это упоминавшаяся низкая цена на нефть. Она вредит не только бюджету Азербайджана, но и России. Из-за этой проблемы, а также санкций против Роснефти и ЛУКОЙЛа эти компании в первую очередь заинтересованы в том, чтобы избавиться от менее существенных активов, как итальянские нефтеперерабатывающие предприятия.