Поддерживаемые США и Россией боевики, которые давно уже находятся по разные стороны в сирийской гражданской войне, нацелились на центр притяжения «Исламского государства».
Разгромив 27 марта при поддержке российской авиации войска самопровозглашенного халифата в древнем городе Пальмире, сирийская армия сосредоточилась на выполнении следующей важной задачи — перерезать главный маршрут снабжения террористической группировки между Ираком и Сирией. Поддерживаемые США силы под руководством курдов также приближаются к столице ИГИЛ Ракке, создавая возможность для захвата боевиков в клещи. Такие действия ведут к тому, что США и Россия фактически вступают в альянс. Как считают аналитики, это усилит позиции и власть сирийского президента Башара аль-Асада.
Сегодня, когда Россия и США наращивают усилия по заключению мирного соглашения вслед за частичным прекращением огня, о котором они договорились в феврале, их интересы в борьбе с радикальной исламистской группировкой сближаются, несмотря на то, что американцы не хотят признавать легитимность Асада. Успех кампании крайне важен для Европы, которая пытается противостоять участившимся террористическим нападениям и урегулировать крупнейший со времен Второй мировой войны кризис беженцев.
После состоявшихся в прошлом месяце в Кремле переговоров с участием американского госсекретаря Джона Керри «стало ясно: пусть не на бумаге, но у нас все же есть понимание того, что мы должны сохранять перемирие и координировать свои действия» в борьбе против «Исламского государства», сказал Виктор Озеров, возглавляющий комитет по обороне в Совете Федерации, являющемся верхней палатой российского парламента.
«Исламское государство» захватило обширные территории в Ираке и Сирии, используя их в качестве базы для экспансии по всему региону и подготовки террористических атак от Бейрута до Парижа и Брюсселя. После того как США и Россия в прошлом году поддержали сирийское наступление против ИГИЛ, подконтрольная группировке территория сократилась более чем на четверть, заявляет лондонская исследовательская организация IHS. Источники доходов у ИГИЛ также сокращаются, потому что коалиция во главе с США и Россия с конца 2015 года наносят авиаудары по его нефтяным объектам.
29 марта Пентагон завил, что приветствует решение России сосредоточиться на борьбе против «Исламского государства». Когда президент Владимир Путин начал в сентябре воздушную операцию в Сирии, Соединенные Штаты жаловались на то, что 90% своих ударов Россия наносит по противникам Асада, а не по ИГИЛ и связанному с «Аль-Каидой» «Фронту ан-Нусра».
«В самом начале они заявили, что их главная цель — борьба с ИГИЛ, и вот сейчас они выполняют эту задачу», — сказал официальный представитель Пентагона Питер Кук (Peter Cook). По его словам, США «ускоряют» разработку планов наступления на Ракку и иракский город Мосул, находящийся в руках террористов.
Непростое сотрудничество
Кук отказался сообщить, поддержат ли США российско-сирийское наступление на Ракку, однако заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов заявил, что военные представители США и России обсуждают «конкретные аспекты» возможного взаимодействия с целью освобождения города.
Американский военный представитель отметил, что сейчас налаживать взаимодействие нецелесообразно, так как возглавляемая США коалиция и Россия действуют раздельно. Но ситуация может измениться в связи с недавними подвижками в позиции России.
Прекращение огня, введенное в ходе этого длящегося уже пять лет конфликта между сирийским государством и суннитскими повстанцами, в основном соблюдается, и это позволяет правительству направить больше сил против «Исламского государства», сказал старший аналитик по Ближнему Востоку из IHS Колумб Стрэк (Columb Strack).
На этой неделе сирийская армия взяла под свой контроль стратегически важный город Эль-Карьятейн, находящийся к юго-западу от Пальмиры. Хотя часть российских сил и средств в марте была выведена из Сирии, авиация поддержала наступление, задействовав ударные вертолеты, чтобы помочь сухопутным войскам. Как считает независимый российский военный аналитик Антон Лавров, в ближайшие недели может начаться наступление с целью снятия блокады ИГИЛ с города Дейр-эз-Зор, который находится в пустыне на стратегически важном пересечении дорог в 200 километрах восточнее Пальмиры.
В преддверии наступления сирийские военно-транспортные самолеты в сопровождении российских истребителей 6 апреля сбросили на парашютах 30 тонн помощи в районе Дейр-эз-Зор, где в блокаде оказались 200 тысяч жителей. Об этом на своем вебсайте сообщило российское Министерство обороны.
Наращивая давление
«Это усиливает давление на Запад, заставляя его искать компромиссы с Россией по вопросу будущего президента Асада, а также осуществлять как минимум негласное взаимодействие с его войсками — хотя бы во избежание конфликтных ситуаций в воздухе и на земле по мере сближения сил», — отметил в своем электронном сообщении Стрэк из IHS.
Демонстрируя свое нерасположение, Соединенные Штаты отвергли предложение России объединить усилия при разминировании Пальмиры, так как в этом случае американские войска оказались бы на сирийской территории, сообщила 30 марта консалтинговая фирма из США Stratfor.
Прямое сотрудничество с сирийским правительством привело бы к усилению напряженности между США и их региональными союзниками, такими как Саудовская Аравия и Турция, сообщил старший военный аналитик Stratfor Омар Ламрани (Omar Lamrani). Хотя администрация Обамы смягчила свои требования об отставке Асада, она продолжает настаивать, что сирийскому президенту нет места в политическом будущем Сирии.
Тем не менее, «Америке будет все труднее избегать прямого контакта с Россией, так как поддерживаемые ими повстанцы и правительственные силы начинают действовать против „Исламского государства“ на одной и той же местности», заявил Ламрани по телефону.