Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рискованный план с трубой

Новый газопровод по дну Балтийского моря «Северный поток-2» грозит расколоть Европу. Германия при этом играет непривычную для себя роль.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Маттиас Варниг, управляющий директор консорциума по прокладке газопровода «Северный поток», столь беззаботно разрабатывает новый гигантский проект, будто речь идет о строительстве небольшой кабельной шахты. Но «Северный поток-2» — один из самых спорных инфраструктурных проектов нашего времени, который может стать решающей причиной политического разрушения континента.

Маттиас Варниг (Matthias Warnig) либо очень мужественный человек, либо колоссальный оптимист. Управляющий директор консорциума по прокладке газопровода «Северный поток» так беззаботно разрабатывает свой новый  гигантский проект, будто речь идет о строительстве небольшой безобидной кабельной шахты.

Однако в реальности дело касается «Северного потока-2», одного из самых спорных инфраструктурных проектов нашего времени. Это проект, который может еще больше усилить разногласия в Европе. Есть голоса, утверждающие, что проект, наряду с ситуацией с евро и кризисом, вызванным наплывом беженцев, может стать третьей и, возможно, решающей причиной политического разрушения континента. Наряду с уже существующим «подводным» газопроводом, запущенным в ноябре 2011 года, в будущем должны появиться еще две ветки из России в Германию.

Это может привести к тому, что Украина и Восточная Европа, в настоящее время все еще имеющие весьма неплохие сборы за транзит газа, в будущем останутся практически ни с чем.

В условиях напряженных отношений с Россией в Киеве, Варшаве и Праге не понимают, почему Германия желает заключить подобный пакт с Москвой. В Германии открытая дискуссия по этому вопросу до сих пор едва ли заметна, что совпадает с намерениями планирующих проект сторон. Ведь они опасаются, что внутригерманская дискуссия о запуске газопровода станет для противников «Северного потока 2» новой возможностью усилить борьбу, и проект будет поставлен под угрозу. Это следует из документа немецкой спецслужбы, находящегося в распоряжении Die Welt.

Руководитель проекта «Северный поток-2» Варниг официально не оспаривает наличие такого возбуждения в обществе. Бывший чиновник министерства госбезопасности слывет доверенным лицом Владимира Путина и планирует прокладку новых газопроводов так, как будто никакого противодействия в действительности нет и не будет. Недавно, например, стало известно, что для стройтельства уже выбраны поставщики. Согласно данной информации, немецкий производитель Europipe GmbH получает целых 40% заказов. Остаток делят между собой два российских концерна. С 2018 года строительство должно начаться по графику. Оно поглотит 8,4-9 миллиардов евро. По завершении строительства мощности двух уже существующих веток увеличатся на 55 миллиардов м³ — до 110 миллиардов м³ в год, т. е. удвоятся, что превысит внутреннюю потребность Германии в газе на 25%.


Оптимизм Варнига небезоснователен. Позиция европейских государств, направивших недавно письмо протеста председателю Европейской комиссии Жан-Клоду Юнкеру (Jean-Claude Juncker), кажется, ослабела, поскольку Германия все активней наращивает свой вес сторонники проекта «Северный поток 2», упирая в правовом плане на то, что у ЕС нет никаких юридических полномочий препятствовать реализации проекта. К такому же выводу, похоже, пришли и юристы в самом Евросоюзе, о чем сообщает журнал Politico, ссылаясь на внешние данные, основанные на экспертизе юридических служб Еврокомиссии.

Итак, в то время как между Брюсселем, Берлином и Москвой, несмотря на все сказанное, в правовом и политическом поле ведутся торги и переговоры по поводу газопровода по дну моря, втихую уже вовсю идут расчеты и подготовка мощностей с тем, чтобы заблаговременно распланировать дальнейшую транспортировку и распределение поставок поступающего в немецкий Грайфсвальд российского газа по Германии и за ее пределы.

Де-факто, правда, в немецкой и европейской газотранспортной инфраструктуре ощущается дефицит. «Северный поток 2» — не единственный проект, позволяющий  ее модернизировать. Однако это самый крупный и смелый проект последних лет. Если подводная ветка из России к Грайфсвальду будет проложена, то сеть газопроводов из Грайфсвальда (как, например, Opal в Германии или Gazelle в Чехии), частично уже сооруженная для имеющихся ниток газопровода «Северный поток», будет существенно переоборудована и изменена.

По мнению занимающегося «Северным потоком-2» консорциума, в который, помимо российского Газпрома, входят немецкие концерны E. on и Wintershall, а также британский Shell, австрийский OMV и французский Engie, почти треть поступающего в будущем в Грайфсвальд объема газа — преимущественно по трубопроводу NEL — будет поступать на распределительные пункты в Северо-Западной Европе, а оттуда — по Германии и далее по транзиту в Нидерланды. Оставшиеся две трети будут транспортироваться в Центрально-Европейский газовый хаб в Баумгартене, вблизи Вены.

Согласно исследованиям газеты Die Welt, простого увеличения существующих   мощностей газопровода недостаточно, и при необходимости нужно будет строить новые трубопроводы. Фактом является то, что консорциум «Северного потока-2» по сценарию немецких операторов международных магистралей заявил для Грайфсвальда на период с 2019 до 2042 года входную мощность в среднем до 65 миллиардов м³ газа ежегодно. Иными словами: с 2019 года столько дополнительного газа будет поступать в данный ганзейский город.

Если посмотреть на планы по пунктам назначения, к которым будет поступать этот газ, то с 2019 года ежегодно целых 54 миллиарда м³ пойдет на экспорт в Чехию и дальше в Австрию и Италию. Если приплюсовать объемы, которые уже сейчас поступают с севера на юг, то по оценкам экспертов в целом получается потребность в мощностях порядка 70 миллиардов м³. На заметку: нынешние мощности поставки газа с севера на юг в лучшем случае составляют 50 миллиардов м³.

Дополнительно возникающие точки потребления по-разному реагируют на проблему новых объемов. В своем актуальном плане развития сети немецкие операторы газомагистралей не предусматривают прокладки новых ниток, по крайней мере, для территории Германии; они хотели бы противопоставить возросшей потребности в газе по возможности лишь расширение имеющейся сети. Однако и без этого есть целый ряд внутригерманских планов по реконструкции газовой сети, которые — без учета «Северного потока-2» — могут до 2027 года привлечь инвестиций на сумму до 3,9 миллиарда евро. Если проект «Северный поток-2» будет реализован, то до 2027 года внутригерманский инвестиционный спрос по оценкам операторов газовых магистралей возрастет еще на 500 миллионов евро.

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкУчасток магистрального газопровода «Северный поток» в немецком городе Любмин перед началом церемонии запуска в эксплуатацию
Участок магистрального газопровода «Северный поток» в немецком городе Любмин перед началом церемонии запуска в эксплуатацию


Отдельные концерны видят ситуацию несколько иначе. Прежде всего, для линии от Балтийского моря в Чехию реконструкции имеющихся ниток газопровода — помимо прочего, это ветка OPAL, наполовину заблокированная Евросоюзом для ограничения роли Газпрома на рынке — будет недостаточно. «В отношении линии между Грайфсвальдом и Чехией мы думаем о полностью новой соединительной ветке, которой мы дали название EUGAL», — говорит Людгер Хюмбс (Ludger Hümbs), ответственный менеджер оператора Gascade, в интервью специальному изданию оператора коммуникационных услуг Energate. Пресс-секретарь Gascade по запросу Die Welt подтвердил эти предположения.

Вальтер Больтц (Walter Boltz), покидающий пост австрийской энергетической компании E-Control, также согласен с этим мнением: «Если русские полностью закроют транзит газа через Украину и все 50-60 миллиардов м³, идущих сейчас по украинскому транзиту, будут поставлять по дну Балтийского моря, то необходим будет газопровод из Грайфсвальда в Чехию», — говорит он и называет приблизительную мощность такого газопровода: 30 миллиардов м³.

То, что над проектом с названием Eugal уже ведется кропотливая работа, следует также из мартовского объявления о приеме на работу министерства энергетики федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания «Делопроизводитель в сфере изысканий». Операторы газовых магистралей на этой неделе представляют свои новые проекты Федеральному сетевому агентству, которое затем с середины апреля будет решать их судьбу.

Если, таким образом, в Германии между операторами газомагистралей и сетевым агентством будут вестись переговоры — и торги, поскольку каждый оператор хочет использовать свои сети по полной, — то в Чехии, Словакии и Австрии дискуссионный проект на уровне экспорта уже давно начался и в настоящий момент, судя по всему, набирает обороты. Транспортировка газа через Чехию при этом — не главная проблема, т. к. в обеих тамошних линиях по транзиту газа, которые сейчас принимают российский газ из украинской транзитной системы и подают его дальше, на запад и север, просто переключится направление потока.

Ключевым вопросом, скорее, является то, нужно ли будет для транспортировки газа «Северного потока» из Чехии в Австрию, наконец, прокладывать давно запланированную соединительную линию BACI (Bidirectional Austrian-Czech Interconnection) из предместий Брно к хабу в Баумгартене под Веной. До сих пор, кстати, Чехию и Австрию между собой ни один газопровод не связывает. Газ, который сейчас поступает с севера в Баумгартен (и дольше по большей части в Италию), проходит через Словакию, — маршрутом, который, собственно, можно было бы использовать и реконструировать и для «Северного потока-2».

Что касается затрат, которые повлечет за собой строительство всех соединительных газопроводов для «Северного потока 2» в Германии, Чехии и Австрии (или Словакии), оценки этого в настоящее время сильно расходятся. Немецкие операторы не называют конкретных сумм. Примерно о двух миллиардах евро говорит Михаил Корчемкин, руководитель компании East European Gas Analysis. Больтц отвергает эту сумму как не реалистичную и в свою очередь приводит грубую оценку в размере порядка 7 миллиардов евро.