Присутствие Петра Порошенко в перечне лиц, причастных к регистрации офшорных компаний в Панаме, в очередной раз напомнило украинцам, что во главе их страны стоит собственник большого бизнеса. Петр Алексеевич может бесконечно повторять, что давно передал его в управление слепому трасту. Он может даже продать сейчас часть своих предприятий. Но вряд ли это убедит украинцев в том, что их президент действительно занимается только политикой.
Долгое прощание с Roshen
Два года тому назад, пребывая в статусе кандидата в президенты, Петр Порошенко пообещал в случае победы продать концерн Roshen. С тех пор вопрос о продаже или передаче бизнеса в управление был едва ли не главным на всех его встречах с журналистами. Вначале Порошенко говорил о том, что трудно найти покупателя, потом — что его концерном уже управляет слепой траст. Однако глава государства всегда избегал детализации операций со своими активами. Последнее, очевидно, и сыграло с ним злую шутку в «панамагейте».
Но не в случае с президентом страны. Глава государства не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. А поэтому не столь важно, были в офшорных компаниях Порошенко счета или нет, вели они предпринимательскую деятельность или нет. Главное, что регистрация этих предприятий на имя президента состоялась уже после того, как он вступил в свою должность.
Глава государства твердит, что был не в курсе того, чем занимались юристы и консалтинговые фирмы, управляющие его бизнесом. Но это не снимает с него ответственности за произошедшее. Люди, близко знающие Порошенко, говорят, что без личного контроля президента с его компаниями не происходит ничего серьезного. И не только с его.
Репутационные потери
Панамская история Порошенко это, прежде всего, удар по репутации Украины. Президент-миллионер бедной страны пытается использовать сомнительные офшоры для оформления бизнес-сделки. Даже если с точки зрения юристов в этом нет ничего криминального, то с точки зрения европейцев это выглядит дико. Об этом свидетельствует, в частности, случай с еще одним героем офшорного скандала — премьер-министром Исландии Сигмундуром Давидом Гуннлейгссоном, который под натиском общественности вынужден был уйти в отставку.
Президент Порошенко в отставку не собирается. Он полностью уверен в своей правоте. Хотя фракция Радикальной партии во главе с Олегом Ляшко считает, что офшорная история с Петром Алексеевичем тянет на импичмент. Правда, инициативу радикалов о созыве внеочередной сессии Верховной рады пока никто не поддержал. Да и процедура импичмента до конца не расписана. Но «панамагейт» требует не только формальных отговорок Порошенко.
Украина, декларируя европейский вектор движения, должна учитывать принципы сосуществования власти и бизнеса в Европе. Можно бесконечно обижаться на голландцев за их неевропейский выбор относительно Украины, но факт остается фактом: они хотят видеть рядом с собой страну, играющую по понятным для них правилам.
Деофшоризация Украины
«Панамские досье» уже вынудили Петра Порошенко объявить, что Украина откажется от использования офшорных счетов. Это пока что единственный, но важный результат разгоревшегося скандала, поскольку до сих пор практически весь большой украинский бизнес пользовался услугами офшорных компаний для минимизации налоговых выплат. И вот теперь президент пообещал прикрыть налоговый рай для украинских предпринимателей.
Правда, Петр Порошенко уже не единожды анонсировал проведение деолигархизации страны, что, конечно, забавно слышать из уст человека, который сам является частью этой системы. Каждый раз после таких заявлений все ждали, когда же и по кому Петр Алексеевич ударит. Но деолигархизация то и дело откладывалась. Теперь ее время, похоже, все-таки пришло.
Впрочем, нынешняя история с офшорами Порошенко — это еще и хороший повод задаться вопросом, какой должна быть налоговая система на Украине, чтобы бизнес не пытался уйти от налогов. Ведь если даже президент страны пользуется офшорами, значит, в экономике что-то не так. И в чьих силах, если не главы государства и его команды, это изменить? По-моему, вопрос риторический.