Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пора развеять мифы о НАТО

© AP Photo / Mindaugas KulbisУчения войск НАТО «Железный меч-2014» на территории Литвы
Учения войск НАТО «Железный меч-2014» на территории Литвы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вероятно, наиболее распространенный аргумент против НАТО основан на предположении, что мы как страна не сможем больше проводить независимую внешнюю политику, будучи членом НАТО. Это в немалой степени вопрос идентичности, который восходит к идее «неприсоединения к альянсам в мирное время и нейтралитета в войне». Против этой позиции существуют два основных тезиса.

Шведские общественные дебаты о НАТО пронизаны мифами и заблуждениями о сути оборонного альянса и о том, что будет означать членство в НАТО для Швеции. Молодые шведские атлантисты публикуют сегодня доклад, составленный в сотрудничестве с аналитическим центром Frivärld. Доклад исследует наиболее типичные заблуждения в связи с альянсом. Вот три важнейших тезиса доклада.

Миф 1. Швеция не сможет проводить независимую внешнюю политику


Вероятно, наиболее распространенный аргумент против НАТО основан на предположении, что мы как страна не сможем больше проводить независимую внешнюю политику, будучи членом НАТО. Это в немалой степени вопрос идентичности, который восходит к тому, что называют 200 годами мира в Швеции, и к идее «неприсоединения к альянсам в мирное время — нейтралитета в войне». Против этой позиции существуют два основных аргумента.

Во-первых, Швеция с 1995 года входит в Европейский Союз. В рамках ЕС Швеция согласует свою внешнеполитическую работу с другими членами союза и действует против тех игроков, которые считаются враждебными позиции ЕС в области прав человека, экономики или безопасности. Таким образом, Швеция как член ЕС не является нейтральной и не воспринимается таковой другими государствами. Большая часть стран-членов ЕС также входят и в НАТО, что не мешает им вести собственную внешнюю политику в отношении прочих государств.

Во-вторых, такие страны, как Норвегия, показывают, что возможно сочетать членство в НАТО и самостоятельную внешнюю политику. Например, Норвегия, — одна из наиболее активных стран в мирных переговорах и пользуется уважением всего мира за свои достижения в этой области. При этом Норвегия — активный участник альянса НАТО.

Помимо этого, есть множество примеров значительной разницы во мнениях среди членов альянса. Страны НАТО Турция и Греция имеют совершенно разные позиции по многим вопросам, но сотрудничают в операциях НАТО, когда альянс действует сплоченно. Германия не соглашалась с руководством НАТО о мерах решения конфликта в Ливии и отказалась участвовать в операции в 2011 году, но это не мешает ей оставаться членом альянса и действовать во благо организации.

Членство в НАТО не станет препятствием для независимой шведской внешней политики. Оборонный альянс является и в будущем останется межгосударственной организацией, которая не диктует своим членам внешнюю политику.

Миф 2. Швецию могут заставить участвовать в войне


Второе заблуждение связано с историческим пониманием значения слова «альянс». Но есть принципиальная разница между оборонным альянсом НАТО и другими альянсами в истории. Речь о том, как проходит политический процесс принятия решений.

Политические и военные решения НАТО на высшем уровне принимаются в Североатлантическом совете. Каждая страна имеет в нем постоянного представителя, который действует согласно инструкциям политического руководства страны.

Решения Североатлантического совета основаны на консенсусе. Они не принимаются большинством голосов. Это значит, что каждый член альянса на практике имеет право вето в отношении любого выдвигаемого на обсуждение вопроса. В результате все решения Североатлантического совета представляют собой коллективную волю совокупности отдельных суверенных государств. Ни одну страну не заставляют голосовать определенным образом.

В сценарии, при котором государство ссылается на статью об обороне, то есть статью пять в договоре НАТО, имплементация зависит от результатов обсуждения и голосования в Североатлантическом совете. Чтобы провести военную операцию, все 28 стран-членов альянса должны проголосовать «за».

Таким образом, процесс не автоматизирован, и никто из членов альянса не обязан внезапно объявлять войну государству, которое сочли агрессором в некоей ситуации.

Вывод заключается в том, что в гипотетическом случае, когда нападают на одну из стран-членов альянса, Швеция сможет повлиять на принятие решений через Североатлантический совет. Если Швеция проголосует в пользу статьи пять и одобрит военную операцию, именно шведское политическое руководство будет определять объемы участия страны в операции, будь то войска или другие средства.

Миф 3. Членство Швеции в НАТО дестабилизирует Балтийский регион


Те, кто выдвигает этот аргумент, часто считают, что знают или могут предугадать, в чем заключаются региональные интересы России, и утверждают, что членство Швеции в НАТО может спровоцировать Россию. Аргумент горячо поддерживают многие, называющие себя реалистами.

Проблема в том, что «реалисты» не осознают новую ситуацию в сфере политики безопасности вокруг Швеции. Вильхельм Агрелль (Wilhelm Agrell), специалист по анализу работы разведки, — один из тех, кто в мольбе о членстве четко обрисовал нынешнюю ситуацию: «Швеция вернулась к дилемме холодной войны, но обстоятельства изменились и обострились. Больше нет даже теоретического шанса избежать локального вооруженного конфликта».

Когда балтийские страны Латвия, Эстония и Литва присоединились к НАТО в 2004 году, уровень безопасности в Балтийском регионе и, в частности, в Швеции, в корне изменился. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что географическое положение Швеции окажется фундаментальным в вероятном конфликте на Балтике. В этом случае территорию Швеции использует одна или (в худшем случае) обе стороны конфликта, независимо от мнения самой Швеции. Сбор подписей не поможет уничтожить нынешнюю геополитическую реальность. Реальность требует конкретных действий, которые повернут ситуацию в нашу пользу.

Таким действием может стать заявка Швеции на членство в НАТО. Это не уменьшит стабильность в Балтийском регионе, а, напротив, заполнит вакуум в представлении окружающего мира о том, что Швеции следует предпринять в случае конфликтной ситуации. Эффект будет стабилизирующим для всех вовлеченных сторон и всей Северной Европы.

Вслед за «паузой» после падения Берлинской стены и распада Советского Союза наступило новое время. В новом мире государства должны продолжать соблюдать требования собственной безопасности, но также и понимать, что нельзя в одиночку противостоять нынешним вызовам. Швеция должна присоединиться к НАТО и разделить его ценности. Будучи членом альянса, мы сможем повлиять на его действия и успокоить обстановку на Балтике.

Карл Альбинссон, Альбин Аронссон и Арон Корева входят в руководство Молодых шведских атлантистов в рамках Шведского Атлантического комитета.