В последние годы дебаты о слишком роскошной жизни королевской семьи и ее дорогих ремонтах велись довольно регулярно. Частная школа для наследницы престола и расходы на одежду и отдых на роскошной яхте летом также привлекли к себе внимание. Обсуждались, кроме того, и расходы на норвежскую монархию.
Но во сколько монархия обходится налогоплательщикам на самом деле? И куда идут деньги?
Изначально весь королевский дом финансируется из государственного бюджета. Сам король, являясь главой норвежского государства, упоминается больше 50 раз в различных бюджетных документах как получатель государственных средств.
Но нигде в госбюджете не подсчитано, во сколько в целом король и монархия ежегодно обходятся норвежским налогоплательщикам.
В разделе «Королевский дом» указываются перечисления на сумму 232 миллиона крон. Кроме того, Dagbladet обнаружила еще 117 миллионов крон, распределенных по другим статьям бюджета. Но счета монархии гораздо больше.
Расследование, проведенное Dagbladet, говорит о том, что огромные расходы, которые держатся в тайне, доходят ежегодно как минимум до 460 миллионов крон.
Dagbladet может констатировать, что расходы на королевскую семью сильно выросли за последние годы.
• Общие расходы на монархию выросли минимум на 37% за шесть лет, с 336 миллионов крон в 2010 году до минимум 460 миллионов в 2016.
• Расходы на зарплату королевскому двору более чем удвоились после 2002 года. Тогда на выплату зарплаты постоянным и временным сотрудникам королевского двора тратилось 52 миллиона крон. В 2014 году цифра выросла до 119 миллионов. В тот же период, согласно ежегодным отчетам двора, количество постоянных сотрудников двора выросло с 136 до 153.
• После 2002 года, когда кронпринц Хокон (Haakon) закончил учебу, государство более чем втрое увеличило расходы на администрацию кронпринца. В 2016 году на нее было израсходовано 18,8 миллиона крон.
• В тот же период не облагаемые налогами годовые выплаты на содержание кронпринца были удвоены и составили 9,3 миллионов крон в 2016 году.
Неверные основания
Общая сумма на королевский дом — минимум 460 миллионов крон — гораздо больше той, которой в последние годы оперировали политики, эксперты по королевской семье и норвежские СМИ в дебатах, касающихся монархии.
Некоторые норвежские СМИ цитировали бельгийского профессора Хермана Маттйиса (Herman Matthijs), предполагавшего в 2010 и 2012 году, что расходы составили соответственно 230 и 240 миллионов крон. В эти годы реальная стоимость содержания норвежского королевского дома составила соответственно 336 миллионов крон и, по меньшей мере, 409 миллионов. В 2013 году издание «Капитал» (Kapital), основывающееся на доступных сведениях, предположило, что общие королевские счета составляли примерно 330 миллионов крон в год, но и эта цифра чересчур низкая.
Эти цифры послужили основой для дебатов о расходах на монархию и королевскую семью, в которых приняли участие политики и граждане страны. Dagbladet не нашла примеров того, что королевская семья или правительство когда-либо выступило с опровержением слишком низких сумм.
Называли половину
Ответственность за составление государственного бюджета несет министерство финансов.
«Общие расходы на королевский дом составляют на 2016 год 232 229 000 крон», — отвечает советник министерства финансов в письме, отправленном по электронной почте Dagbladet, попросившей подытожить государственные расходы на королевскую семью.
Далее министерство ссылается на свой так называемый «карманный бюджет». Это более краткий вариант госбюджета, который показывает ключевые цифры в бюджете и должен облегчить обычным людям понимание того, на что тратятся деньги.
Там общая сумма государственных расходов на королевский дом?
«Да», — отвечает советник и пишет далее, что именно в «карманном бюджете» содержатся самые новые и правильные цифры.
Министерство финансов и в «карманном бюджете» сообщает, что королевская семья обходится налогоплательщикам в 232 миллиона крон в год.
117 не хватает
Dagbladet удалось добыть документы и бюджеты, которые показывают, что расходы на королевскую семью вдвое выше.
В отчете министерства финансов, в частности, не хватает 117 миллионов крон на некоторые расходы королевского дома и монархии в 2016 году.
• Королевская яхта — 45 миллионов крон;
• Личные военные адъютанты — 5,5 миллионов крон;
• Многочисленная собственность королевской семьи — 57 миллионов крон;
• Официальные поездки за рубеж — 9,6 миллионов крон.
Записи об этих расходах вы не найдете в каком-то одном месте в госбюджете, каждый из них отнесен в бюджет министерства обороны, министерства коммунального хозяйства и министерства иностранных дел.
Dagbladet обнаружила также и другие расходы, которые следовало бы включить в финансовые отчеты о расходах общества на королевскую семью и монархию.
Держится в тайне
Сотрудники королевского полицейского эскорта в повседневной жизни являются телохранителями королевской семьи. В последние годы кронпринц и кронпринцесса стали чаще выезжать за границу, что привело к тому, что полицейский эскорт стал использоваться чаще.
Полиция держит в тайне расходы на телохранителей. Но Dagbladet собрала информацию о расходах и количестве задействованных работников из ряда других источников. На основании этой информации Dagbladet подсчитала, что реальные расходы на полицейский эскорт составляют минимум 110 миллионов крон в год. И это умеренная цифра. Вполне вероятно, она на несколько миллионов выше.
Расходы на полицейский эскорт покрываются министерством юстиции, они составляют примерно ¼ часть общих расходов на норвежскую монархию.
Другими словами, расходы на монархию в 2016 году достигают минимум 460 миллионов крон, это примерно вдвое больше статьи «Королевский дом» в госбюджете.
Критика
Министерство финансов традиционно славится своей болезненной тщательностью. «Недостает примерно половины суммы, но такого быть не должно, если вы спрашиваете меня о расходах государства на королевский дом», — говорит в беседе с Dagbladet Ярле Мёен (Jarle Møen), профессор экономики Норвежского института торговли.
«Возможно, не вполне ясно, как все расходы должны классифицироваться и группироваться, но дать общую информацию все равно не так сложно. Вопрос, заданный Dagbladet, точный, и он требует точного ответа», — говорит Мёен.
В последнее десятилетие профессор опубликовал ряд исследований, посвященных норвежской экономике. Он говорит, что Dagbladet вполне уместно привлекает внимание к общим расходам на монархию.
«Это соответствует нынешней дискуссии о королевском доме», — говорит Мёен.
Депутаты Стортинга, работающие в парламентском комитете по финансовой политике, также высказались по этому поводу.
«То, что министерство финансов дает такой ответ, никуда не годится. Они вполне могут сообщить о других расходах», — говорит в беседе с Dagbladet Снорре Вален (Snorre Valen) из Социалистической левой партии (SV).
«Господи!»
Будучи членом парламентского комитета по финансам, Вален тратит много времени на то, чтобы поглубже ознакомиться с госбюджетом и узнать, на что тратятся общественные деньги.
— Как вы думаете, во сколько королевский дом обходится налогоплательщикам ежегодно?
«Рискну предположить: от двухсот до трехсот миллионов крон», — говорит Вален.
Он поражен итогом расследования Dagbladet, которая тщательно проанализировала и весь госбюджет, и ряд других документов о расходах на безопасность и выяснила, что сумма гораздо внушительнее.
«460 миллионов? 460 миллионов! Господи! Не думал, что так много! По данным Dagbladet получается, что реальные расходы на содержание королевской семьи гораздо выше, чем это известно общественности», — говорит Вален.
«Любопытно, что никто не вмешался и не попытался исправить данные о заниженных расходах. И это очень интересно для будущих дебатов о монархии» — замечает Вален.
Обсуждать это — неприлично
С 2014 года расходы на монархию становились все больше. В 2010-2016 гг. королевская семья обошлась норвежским налогоплательщикам в целом в 2,8 миллиарда крон. Валена не удивляют быстро растущие расходы на монархию.
«Одним из сложных моментов относительно королевской семьи является убеждение в том, что неприлично поднимать такие вопросы во время дебатов по бюджету. И тогда вполне естественно, что расходы растут», — говорит Вален.
Dagbladet направила в этой связи королевской семье и двору ряд вопросов. Руководитель отдела по связям с общественностью Марианне Хаген (Marianne Hagen) подтвердила, что все вопросы были переданы королевской семье. Королевский дворец ответил на вопросы по электронной почте.
«Королевская семья хочет, чтобы двор содержался наиболее рационально и с наиболее эффективными расходами, чтобы соблюдать выдвигаемые в этой связи требования. Перечисления стортинга королевскому двору в 2016 году составляют 211 733 000 крон. Мы не можем подтвердить оценку Dagbladet», — пишет Хаген о расчетах, показывающих, что монархия стоит, по крайней мере, 460 миллионов в год.
Говоря об ассигнованиях на королевский двор, Хаген указывает на то, что не включено в сумму годового содержания королевского двора. Эта сумма включена в данные министерства финансов.
В своем годовом отчете Дворец показывает использование средств на королевский двор и отдельные проекты по недвижимости. Но он не составил смету всех расходов налогоплательщиков на монархию.
Во время встречи с представителями Dagbladet в пятницу 4-го марта руководитель администрации двора Гру Мёллескуг (Gry Mølleskog) представила изменения двора. Она отказалась дать интервью Dagbladet о ежедневных расходах на содержание Дворца и двора.
«Мы получаем больше монархии за эти деньги. Здесь вы можете процитировать меня»,- сказала Мёллескуг.
Путаница в суммах
Dagbladet спросила министерство финансов, почему не все расходы на королевскую семью собраны в одном месте.
«Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Все расходы королевской семьи составляют 232 миллиона крон на 2016 год», — заявил советник.
Советник попросил Dagbladet позвонить в министерство коммунального хозяйства. В министерстве сослались на перечень предложенных расходов монархии на странице 43 бюджета, представленного министерством стортингу на 2016 год.
Но и там тоже нет суммированных предложений.
В статье бюджета о расходах полицейского эскорта не дано каких-либо цифр. Расходы на охрану гвардией многих королевских объектов недвижимости также не указаны. Принятый государственный бюджет не содержит всех расходов на норвежскую монархию и королевскую семью.
В государственном отчете собраны все конкретные расходы финансового года. Король упомянут 24 раза в последнем государственном отчете, но и там тоже нет полного перечня расходов, способных дать ответ на вопрос о том, сколько монархия стоит налогоплательщикам.
Гвардия
Гвардия Его Королевского Величества является военной охраной короля с лозунгом «Все для короля!» Это самое крупное подразделение армии, входящее также в общие силы обороны столицы.
Армия не сумела точно подсчитать, сколько стоит охрана гвардией объектов королевской недвижимости. По словам генерал-лейтенанта Александера Янкова (Alexander Jankov), расходы армии на оперативную деятельность гвардии составляют примерно 300 миллионов крон в год.
Из-за отсутствия точной информации Dagbladet исключила гвардию из итоговой суммы расходов на монархию.
Если же все-таки посчитать оперативные расходы гвардии, то монархия будет стоить налогоплательщикам по крайней мере 760 миллионов крон в 2016 году.
Если приплюсовать расходы на гвардию, то монархия с 2010 года стоила, по крайней мере, 4,9 миллиардов крон, сообщает Dagbladet в своем финансовом обзоре.
Послесловие: так расходуются королевские деньги
Монархия стоит налогоплательщикам, по крайней мере, 460 миллионов крон в год, показывает финансовый обзор Dagbladet.
Двор
Королевский двор получает рекордные 173,4 миллионов из годового бюджета. Сегодня двор имеет примерно 150 постоянных служащих и оплачивает примерно 300 человек в течение года. Расходы на зарплату значительно выросли с тех пор, как Дворец в 2002 году начал вести отчет об этих расходах. Бюджет двора входит в бюджет министерства коммунального хозяйства.
Личные расходы
Личные расходы — это личные расходы короля и королевы, а также содержание и эксплуатация объектов недвижимости. В 2010 году королевская пара получила на личные расходы 9 миллионов крон, а пара кронпринца и кронпринцессы — 7,5 миллионов крон. Затем расходы начали расти. В 2016 году они получили на личные расходы соответственно 11,2 и 9,3 миллионов. В отличие от других норвежцев, королевская пара и кронпринц с кронпринцессой не выплачивают подоходный налог или налог на состояние. Расходы включены в бюджет министерства коммунального хозяйства.
Штаб кронпринца
Штаб состоит из почти 20 человек, сюда входят все — от нянек до личного советника кронпринцессы Метте-Марит (Mette-Marit) Уле-Эдварда Волд-Рейтана (Ole-Edvard Wold-Reitan). Из бюджета министерства коммунального хозяйств штабу выделяется 18,8 миллионов крон в год.
Адъютантский штаб
Адъютантский штаб короля состоит из профессиональных офицеров. Они назначаются из сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. Адъютанты несут службу и работают в своих кабинетах во дворце каждый третий месяц. Они сопровождают короля и кронпринца. Деньги выделяются через бюджет министерства обороны в размере 5,5 миллионов крон в год.
Королевская яхта
На эксплуатацию королевской яхты «Норге» (Norge) и катера «Стъернен» (Stjernen) в 2016 году выделено 45 миллионов крон. Королевская яхта имеет 80 м в длину, ее команда состоит из 50 человек. Суда используется для официальных поездок в Норвегии и за границу, а также для личного отдыха королевской семьи и ее друзей. Деньги выделяются через бюджет военно-морских сил и министерства обороны.
Официальные заграничные поездки
Члены королевской семьи во время заграничных поездок представляют Норвегию, способствуя тем самым продвижению норвежского бизнеса и норвежских интересов. Такие поездки финансируются Министерством иностранных дел, на них выделяется 9,6 миллионов крон в год.
Полицейский эскорт
Бюджет и финансовые отчеты королевского полицейского эскорта являются государственной тайной. Dagbladet предполагает, что расходы составляют, по крайней мере, 110 миллионов в год. Деньги выделяются из бюджета министерства юстиции.
Недвижимость
Объекты королевской недвижимости и отдельные проекты стоят соответственно 57,3 и 19,9 миллионов крон в год. Деньги выделяются из бюджета министерства коммунального хозяйства.