В Арктике в результате изменения климата сейчас происходят серьезные системные преобразования, что может способствовать активизации и расширению международного сотрудничества — или соперничества, а, возможно, и конфликта — между заинтересованными странами. И США, и Россия заинтересованы в том, чтобы Арктика оставалась территорией мирного сотрудничества, и для этого существуют соответствующие институты и механизмы. Главным вопросом остается то, позволит ли существующая геополитическая напряженность осуществить эти планы.
После окончания холодной войны начался период сотрудничества в области изучения и охраны окружающей среды Арктики — в основном, под эгидой Арктического совета, организации единомышленников, состоящей из восьми стран, включая США и Россию, а также постоянных участников (представляющих коренные народы Арктики) и стран-наблюдателей. В этом регионе не существует конфликтов, государства урегулируют разногласия дипломатическим путем и соблюдают условия Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву (UNCLOS).
Кроме того, в арктической зоне активизировались действия вооруженных сил, так как Россия и США проводят в этом регионе крупномасштабные военные учения. Призыв президента Обамы прошлой осенью построить новый американский ледокол в дополнение к уже имеющимся двум ледоколам класса Polar, а также строительству дополнительных торговых судов, пригодных к эксплуатации в условиях Арктики, стал сигналом того, что США видят новую безотлагательную необходимость в том, чтобы действовать в целях защиты своих интересов в Арктике.
Уровень и масштабы военных действий России в Арктике производят на Запад отрицательное впечатление и вызывают подозрения. Власти западных стран следят за тем, как Россия размещает новые вооружения и системы ПВО, восстанавливает объекты советских времен, создает новые базы и расквартировывает новые сухопутные войска, пытаясь выяснить, нет ли во всем этом агрессивных, наступательных намерений.
Российская сторона заявляет, что такое сосредоточение сил и средств носит оборонительный характер, и объемы наращивания вооруженных сил незначительны. Они утверждают, что эти действия целесообразны, учитывая роль Севера в реализации дальнейших планов экономического развития России, растущую проницаемость протяженных российских северных границ, а также ожидаемую активизацию торгового судоходства в районе российского Севера по мере таяния арктических льдов. Китай, в качестве нового государства-наблюдателя в составе Арктического совета дал четко понять о наличии у него серьезного интереса к арктическим ресурсам и северным торговым путям. Внешняя политика России и Китая по ряду вопросов совпадает, однако Россия, должно быть, обеспокоена перспективой того, что Китай будет активизировать торговые перевозки вдоль российских границ и расширять свое присутствие в Арктике.
И, тем не менее, ситуация в Арктике сама по себе не является угрожающей, а США и Россия сотрудничают в рамках Арктического союза. Эта организация превращается в более авторитетный орган, определяющий политику в регионе после того, как при содействии Совета были достигнуты имеющие обязательную силу соглашения в области поисково-спасательных работ на море и борьбе с разливами нефти. В настоящее время обсуждается вопрос подписания третьего соглашения о научном сотрудничестве.
Серьезных захватов территорий в этом регионе не происходит, поскольку при подаче заявок на разрешенное Конвенцией UNCLOS расширение границ континентального шельфа за пределы Исключительной экономической зоны (EEZ), ширина которой составляет 200 морских миль (370,4 километра), Россия и другие арктические государства действуют с соблюдением правил. На самом деле США до сих пор не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, что лишает их возможности подать официальную заявку. Арктика богата запасами нефти и газа, и именно здесь находятся свыше 10% вероятных ресурсов нефти и 30% газа. Однако практически все известные запасы расположены в районе береговой зоны или в пределах Исключительной экономической зоны каждого из арктического государства, поэтому их принадлежность не оспаривается. В результате резкого падения цен на нефть и имеющегося на сегодняшний день перенасыщения газового рынка темпы реализации энергетических проектов в Арктике снизились, поскольку компании стремятся работать в странах с экономически более выгодными и благоприятными условиями.
Несмотря на таяние арктических льдов, не стоит рассчитывать на то, что в ближайшее время Северный морской путь станет заменой Панамскому каналу. Большая часть акватории Северного Ледовитого океана не исследована и не картографирована, так что моря небезопасны для судоходства из-за дрейфующего льда и неблагоприятных метеоусловий даже в летний период. Это послужит сдерживающим фактором для осуществления контейнерных перевозок, которые регламентированы жесткими графиками.
Все это позволяет рассматривать ситуацию в Арктике без особой паники, но чтобы она не ухудшилась, необходима политическая воля и дипломатическая гибкость. Россия и США с трудом могут себе позволить тратить ресурсы на гонку вооружений в Арктике. Кроме того, ни одна из двух стран не заинтересована в том, чтобы действия вооруженных сил в этом регионе негативно сказывались на возможности серьезного взаимодействия в Арктике.
Сейчас необходимо, чтобы Россия повысила прозрачность своих военных мероприятий в районе Арктики и развеяла подозрения, которые представляют угрозу для взаимодействия двух стран. Экономические санкции, введенные Соединенными Штатами, останутся в силе до тех пор, пока Россия не выполнит своих обязательств перед Украиной в соответствии с Минскими соглашениями. Однако американо-российские военные контакты на высоком уровне в Арктике следует возобновить. Силы береговой пограничной охраны обеих стран уже взаимодействуют при проведении поисково-спасательных работ в Арктике. Возобновление военных контактов в решении проблем Арктики не означает признания российской агрессии на Украине и не является проявлением слабости при обсуждении сотрудничества в картографировании Северного Ледовитого океана, исследовании состояния ледяного покрова и защиты границ, которые становятся более проницаемыми. К тому же, Соединенным Штатам следует ратифицировать Конвенцию по морскому праву.
Проблемы Арктики и изменения климата не ограничиваются научными представлениями и эффективностью руководства какой-то отдельно взятой страны. США, которые в течение еще одного года будут председательствовать в Арктическом совете, приветствуют и одобряют конструктивные действия России. Несмотря на серьезное ухудшение отношений, Арктика по-прежнему остается сферой сотрудничества и взаимодействия. Хотя время покажет.
Кеннет Яловиц — руководитель Программы разрешения конфликтов в Джорджтаунском университете, эксперт центра Вудро Вильсона, бывший посол США в Белоруссии.
Винсент Галуччи — профессор, директор центра арктических исследований Вашингтонского университета в Сиэтле, эксперт в области рыбных ресурсов и политики рыбного промысла.