В этом году мы отмечаем две знаменательные даты в истории отношений между Аргентиной и Бразилией и международной безопасности. В июле 1991 года, 25 лет тому назад, две страны подписали соглашение о двусторонних мерах в области ядерной безопасности (SCCC), на основе которого было создано Бразильско-аргентинское агентство по учету и контролю ядерных материалов (Abacc), призванное обеспечить выполнение данного соглашения. В декабре прошлого года, обе страны, Abacc и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) также подписали соглашение о применение расширенных мер в области ядерной безопасности. Это Четырехстороннее соглашение соответствует требованиям Договора о нераспространении ядерного оружия. Любой дополнительный протокол будет рассматриваться как поправка к основному тексту.
Abacc и Четырехстороннее соглашение представляют собой две главные несущие конструкции, на которых основывается стратегическое решение Аргентины и Бразилии об использовании атомной энергии исключительно в мирных целях. С момента принятия этого решения оно стало общепризнанным примером сотрудничества в области мирного атома.
Следует отметить, что наша страна приняла ядерную доктрину, основанную на открытости. В отличие от других доктрин, опускающих двусмысленные толкования, начиная с 1983 года, Аргентина исходит из того, что при помощи использования атомной энергии обеспечивается развитие страны, региональная стабильность и международная безопасность. Взаимодействие с Бразилией играет в этом вопросе ключевую роль.
В основу принятых обязательств были положены следующие принципы и интересы: во-первых, укрепление демократии, усиление гражданского контроля за использованием атомной энергии и обеспечение мира в регионе. Во-вторых, сохранение симметрии в ключевой области двусторонних отношений, преодоление воинственности, в течение десятилетий укреплявшей мощь вооруженных сил обеих стран и препятствовавшей интеграции, создание гарантий того, что соседняя страна не будет использовать атомную энергию в военных целях и создание репутации ответственного ядерного игрока на международной арене. Польза от сотрудничества, полученная обеими странами, континентом и режимом нераспространения в целом, очевидна.
В случае Аргентины особенно важными представляются три вопроса. Во-первых, основываясь на Nuclear Threat Initiative’s Nuclear Materials Security Index, по уровню безопасности своих ядерных материалов страна находится на 15 месте, оставив позади Россию, Китай, Израиль, Индию и Пакистан. Во-вторых, благодаря своему высокому авторитету аргентинский посол Рафаэль Гросси (Rafael Grossi) возглавляет сейчас Группу поставщиков ядерных материалов, в которую входят 48 стран. И, наконец, в-третьих, возможности национальной промышленности выражаются в том, что компания Invap продала высококачественные и высокопроизводительные атомные реакторы Австралии, Алжиру, Египту и Перу.
Несмотря на эти достижения, за последние четверть века в различные моменты раздавались голоса в пользу того, чтобы Аргентина в одностороннем порядке, без Бразилии, подписала дополнительный протокол. Аргументы приводились самые разные. В некоторых преобладает убежденность, что это наиболее правильно с точки зрения принципов. Но присутствуют и конъюнктурные соображения: сблизиться с Вашингтоном по каким-либо внутренним вопросам, обращая подписание в обмен на поддержку. В других случаях преобладает антибразильский перекос: недоверие к соседней стране и ее возможным намерениям. Существует и экономическое обоснование, в соответствии с которым в случае подписания протокола деловая активность в атомной области активизируется.
Предлагаемая мной контраргументация проста и лаконична. Любое решение должно быть разумным и прагматичным: в атомной сфере наивно придерживаться догм или быть альтруистом. В свою очередь, оппортунизм во внешней политике оказывал и оказывает пагубное влияние, поскольку предполагает символическую краткосрочную выгоду и высокие издержки на долгосрочную перспективу. Подписание Аргентиной в одностороннем порядке дополнительного протокола подтолкнуло бы Бразилию к тому, чтобы положить конец режиму двусторонних мер в области ядерной безопасности и развивать ядерный проект военной направленности, или начать переговоры о подписании протокола, отвечающего ее стратегической цели: стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. А для этого Бразилии необходимо было заручиться поддержкой мировых держав. И, наконец, Аргентина ограничена в наращивании экспорта реакторов, поскольку не обладает финансовой структурой, которая бы предоставляла кредитные линии покупателю.
Одним словом, было бы чудовищным вызвать уничтожение единственного в мире механизма, доказавшего к тому же свою высокую эффективность. К счастью, перед тем, как отправиться на недавнюю встречу на высшем уровне по ядерной безопасности, президент Макри рассеял сомнения и подтвердил намерение оставить в силе историческое соглашение с Бразилии в атомной области. Желательно, чтобы в юбилейный год, когда Аргентина и Бразилия отмечают свой вклад в укрепление двусторонних отношений, региональной стабильности и международной безопасности благодаря Бразильско-аргентинскому агентству по учету и контролю ядерных материалов и подписания Четырехстороннему соглашению, обе страны приложили максимум усилий по развитию доверия, открытости и взаимного учета интересов в этой сфере.