Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Живой труп советской империи

Бои армянских и азербайджанских солдат в Нагорном Карабахе - это наследие советской империи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Борьба за Нагорный Карабах - это наследие советской империи. В отличие от других многонациональных государств, СССР распался без серьезного конфликта. Иначе говоря, тут нет ничего общего, например, с развалом бывшей Югославии в 1990-х годах или же, если оставаться в том же регионе, разрушением Османской империи в начале ХХ века. Как бы то ни было, агонию советской империи нельзя назвать мирной.

На Кавказе весна. Тает снег. Возобновление боев между армянскими и азербайджанскими солдатами за маленькую провинцию Нагорный Карабах пришлось на первые теплые деньки. И так происходит уже 22 года с момента заключения в 1994 году непрочного мира, которое положило конец четырехлетней войне (30 тысяч погибших, почти миллион беженцев). В столкновениях периодически гибнут люди. Но в этом году все еще серьезнее: настоящие бои с задействованием танков и тяжелой артиллерии. В результате, 64 погибших солдата с обеих сторон и подписанное 5 апреля новое перемирие, такое же шаткое, как и все предыдущие.

Борьба за Нагорный Карабах — это наследие советской империи. В отличие от других многонациональных государств, СССР распался без серьезного конфликта. Иначе говоря, тут нет ничего общего, например, с развалом бывшей Югославии в 1990-х годах или же, если оставаться в том же регионе, разрушением Османской империи в начале ХХ века. Как бы то ни было, агонию советской империи нельзя назвать мирной. Кровопролитные столкновения были в Литве до провозглашения независимости в 1991 году, и в Грузии, где война с Россией 2008 года стала эпизодом распада СССР. Самым же ярким примером стала Чечня: в ходе жестокого подавления сепаратистских движений погибли от 100 до 150 тысяч человек.  

В целом республики бывшего СССР обрели независимость в пределах их прежних границ. В результате им пришлось иметь дело с более или менее организованными меньшинствами, существование которых в прошлом не создавало серьезных проблем благодаря объединяющему давлению коммунистической системы. Хотя, конечно, из расхваленной пропагандой «дружбы народов» были и исключения. По правде говоря, соперничество между представителями разных национальностей (власти проводили четкую черту между понятиями «национальность» и «гражданство») намеренно сохранялось режимом, чтобы задушить в зародыше любые возможные помыслы о независимости.

После революции Ленин назвал царскую Россию «тюрьмой народов». Он хотел их освободить. Тем не менее самоопределение создает хаос, а соблюдение территориальной целостности порождает несправедливость. Будучи наркомом по делам национальностей в начале 1920-х годов, Сталин опирался на эти два фактора, чтобы расчертить периферические республики (в том числе и родную Грузию) наподобие леопардовой шкуры. Присутствие других народов препятствовало формированию сильных региональных властей.   

Так было с Армянской и Азербайджанской ССР. Посреди первой возникла Нахичеванская автономная республика с населением из мусульман-азербайджанцев, а на территории второй — Нагорный Карабах с христианами-армянами. В конце 1980-х годов Армения воспользовалась ослаблением полицейско-политического контроля на фоне горбачевской перестройки, чтобы попытаться «освободить» карабахских соотечественников из-под азербайджанского ига. В результате она взяла под контроль не только саму автономную область, но и разделяющие их азербайджанские районы. В итоге Азербайджан лишился 20% территории. Их отвоевание является неизменной целью Баку, который находится в руках автократа Ильхама Алиева, сына первого президента страны Гейдара Алиева.

В результате Нагорный Карабах стал одним из «замороженных конфликтов», которые тревожат западные власти периодическим «разогревом», но позволяют России играть роль миротворца. Карабахские сепаратисты из Степанакерта провозгласили свою независимость, однако она признается лишь несколькими такими же странами-придатками: Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. Все эти три республики тоже пошли по пути сепаратизма, а Россия разжигает или умиротворяет напряженность вокруг них в зависимости от обстановки. К четырем этим замороженным конфликтам с 2014 года следует добавить и восток Украины: там сепаратисты из поддерживаемых Москвой Донецкой и Луганской народных республик бросают вызов Киеву.   

Стратегический тупик

В отношениях с Арменией и Азербайджаном Владимир Путин играет роль эквилибриста. Ереван полностью зависит от Москвы, как в экономическом, так и оборонном плане. У Армении есть договор о взаимопомощи с Россией, от которой не потребовалось особых усилий, чтобы убедить ее присоединиться к путинскому Евразийскому экономическому союзу и отказаться от предложенного партнерства с ЕС. Москва поставляет в республику оружие, причем чаще всего в кредит, учитывая плачевное состояние армянских финансов.

Как бы то ни было, не отказался Путин и от союзнических отношений с богатым углеводородами Азербайджаном, который сегодня страдает от обвала цен на нефть. Москва продает Баку оружие по полной стоимости, что позволяет ей субсидировать поставки вооружений… Армении! Алиеву приходится иметь дело с волной недовольства его авторитарной властью, а его положение расшатывается из-за ухудшения ситуации в экономике и обществе. Поэтому он не может просто так забросить Нагорный Карабах и мог бы воспользоваться подъемом напряженности, чтобы отвлечь внимание от внутренних трудностей. За десять лет (2004-2014) оборонный бюджет Азербайджана вырос в 20 раз и сейчас двое превосходит армянский.
 
Поддержка Еревана Москвой частично компенсирует этот дисбаланс. Кремль не может допустить поражения Армении, однако тупик в отношениях двух стран его, в целом, устраивает. Он может играть роль посредника, причем зачастую даже независимо от Минской группы, где заседают Россия, США и Франция в попытке найти решение для карабахского конфликта. Он даже предлагает (пока что безуспешно) отправить на линию фронта миротворцев, что позволило бы обеспечить постоянное российское военное присутствие в стратегически важном регионе, граничащим с Северным Кавказом, где не стихают исламистские волнения,  с Турцией и Ираном.