Этот материал не рекомендуется лицам моложе 18 лет.
Конечно, это произошло не сразу. Но в понедельник церковь наконец-то разрешила венчать и однополые пары. Произошло это во время заседания высшего органа норвежской церкви, собравшегося на конгресс в Трондхейме. Большинство участников проголосовало за то, чтобы разрешить гомосексуалистам венчаться в божьем храме. И тем самым они поставили точку в споре, продолжавшемся много лет.
«Это исторический день, радостный день для гомосексуалистов, лесбиянок, транссексуалов и бисексуалов», — говорит новый руководитель Церковного совета Кристин Гюннлейксрюд Роум (Kristin Gunnleiksrud Raaum) в беседе с VG, после того, как Церковный совет 11 апреля большинством голосов приняло решение разрешить однополое венчание в церкви.
Благодаря этому Открытая народная церковь смогла направить так много делегатов на съезд в Трондхейме. И в результате большинство участников мероприятия проголосовало за предоставление однополым парам возможности венчаться.
За предложение проголосовали 88 из 115 делегатов.
Священники могут отказаться
— А не могут ли священники отказаться венчать однополые пары?
— Да, конечно, они могут им отказать, по соображениям совести.
— Что вы собираетесь делать, чтобы и консервативные силы оставались в церкви, и чтобы им там нравилось?
— Очень важно сделать так, чтобы в церкви нашлось место всем голосам. Нам хочется, чтобы церковь стала более вместительной, я думаю, что большинству эта идея понравится. Нам надо больше внимания уделять культуре несогласия в церкви, чтобы было место всем точкам зрения, говорит Кристин Гюннлейксрюд Роум (Kristin Gunnleiksrud Raaum).
«Потрясающий день»
Руководитель Епископского совета в Осло и лидер Открытой народной церкви, Гард Сандакер-Нильсен (Gard Sandaker-Nielsen), полагает, что это очень важный день для народной церкви.
«Это замечательный день для народной церкви, потому что мы больше никого не отталкиваем. Это было ужасно, но теперь с этим покончено, и это великий день», — говорит Сандакер-Нильсен VG.
Когда он в 2008 году вступил в партнерские отношения с Лассе Сандакером-Нильсеном (Lasse Sandaker-Nielsen), церемонию провел судья на паперти в церкви Кампен (Kampen), потому что в самой церкви этого делать было нельзя, на паперти происходила и вся остальная церемония.
«Ну, у нас было так, как было, но другие смогут теперь этого избежать», — говорит Сандакер-Нильсен.
Когда в том же году вышел новый закон о браке, они преобразовали свое партнерство в брак.
«Это потрясающий день для нас, для гомосексуалистов и лесбиянок, которые боролись за право быть признанными, это большой день и для норвежской церкви, потому что все стало упорядочено, и мы согласились с тем, что можно быть несогласным», — говорит Гард Сандакер-Нильсен.
Стейн Эрик Хаген доволен
Инвестор и миллиардер Стейн Эрик Хаген (Stein Erik Hagen) был одним из тех, кто возглавил избирательную кампанию Открытой народной церкви о время церковных выборов осенью прошлого года.
«Я долго ждал этого дня. Это исторический день, кажется, что даже потолок в Церкви стал намного выше. Я надеюсь, что консерваторы с этим смирятся, что церковь не расколется», — говорит Хаген VG.
«Тем самым норвежская церковь показала, что она на одной волне со всем норвежским обществом. Я хотел бы, чтобы Открытая народная церковь и решение, которое делает возможным венчание однополых пар, станут важным вкладом в становление открытой и интегрирующей церкви», — говорит Хаген, который раньше рассказал о том, как сам он, изначально бывший гетеросексуалом, стал бисексуалом/гомосексуалистом.
«Долгожданная победа»
FRI (Общество за половое и сексуальное многообразие) опасалось, что рассмотрение вопроса закончится принятием особого соглашения для однополых пар, но этого не произошло. «Это действительно долгожданная победа, мы долго ее ждали», — говорит Ингвилл Эндестад (Ingvild Endestad) из FRI (раньше эта организация называлась Национальной организацией лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов и транссексуалов LLH).
«Сейчас было принято решение, что венчание должно быть доступно всем, независимо от пола. Мы знаем, что очень многие ждали этого дня и радовались тому, что им наконец-то можно будет обвенчаться в церкви», — добавляет Эндестад.
Будет разработана новая церковная служба
В январе на новом конгрессе будет принят новый обряд богослужения.
«И тогда уж гомосексуалисты и лесбиянки просто помчатся в церковь, чтобы иметь возможность сказать „да“», — говорит Сандакер-Нильсен.
«Новый обряд могут использовать все пары, в то время как сегодняшняя церемония по-прежнему может использоваться теми, кто считает, что брак — это только между мужчиной и женщиной. Сейчас мы согласились с тем, что можно быть несогласными, и это значит, что должны быть созданы условия и для тех, и для других», — говорит Сандакер-Нильсен.
Два года тому назад Церковный совет отклонил предложение разработать отдельную церемонию для венчания однополых пар. Церковный совет состоит из представителей одиннадцати епископатов.
Совет собирается раз в год и является высшим представительным органом Норвежской церкви, говоря проще, это церковный стортинг (парламент).
В 2008 году был принят закон о браке, согласно которому однополые пары получили право заключать браки — так же, как и гетеросексуальные пары. Тогда церковь получила право, но не обязанность, венчать гомосексуальные пары.