На протяжении многих лет армейская цензура строжайше запрещала журналистам сообщать об операциях израильских ВВС на территории Сирии. Военно-воздушные силы атаковали колонны с современным оружием, которые предназначались боевикам «Хезболлы».
Израильские СМИ могли публиковать информацию о подобных операциях лишь с обязательной припиской «по сообщению зарубежных источников». В понедельник, во время поездки на Голанские высоты, где проходили армейские учения, премьер-министр Биньямин Нетаньяху открыто заявил, что Израиль нанес воздушный удар по сирийской территории. ВВС атаковали десятки колонн с оружием, предназначавшемся «Хезболле».
Еще в декабре 2015 года Нетаньяху публично заявил о том, что «Израиль действует с целью не допустить превращения сирийской территории в антиизраильский фронт». Однако на сей раз, слова премьер-министра были намного прозрачнее и яснее.
Тактика, в соответствии с которой Израиль действует в Сирии, но не берет на себя официальную ответственность за какие-либо операции, опиралась на здравую логику. Она позволяла добиваться военных целей, но при этом избегать публичного унижения режима Асада и «Хезболлы». Это помогало сократить риск ответной реакции. Хотя все понимали, кто стоит за воздушными атаками против «Хезболлы».
Неясно, пришел ли Нетаньяху к решению кардинально изменить эту тактику на основе серьезного обсуждения ситуации с высшим армейским руководством (министром обороны, начальником Генерального штаба, главой военной разведки АМАН). И если это так, то почему это произошло именно сейчас? Попытки СМИ прояснить ситуацию не увенчались успехом. Ясно одно: ситуация в Сирии не изменилась по сравнению с последними месяцами. Хрупкое перемирие между Асадом и повстанцами трудно назвать серьезным поворотом событий. ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред.) и «Аль-Каида», разумеется, не участвуют в этом перемирии. И если ситуация на сирийско-израильской границе на Голанах не изменилась, то чем вызвано решение Нетаньяху пойти на риск и раскрыть военные секреты государства?
Это не первый раз, когда Нетаньяху внезапно, без какой-либо серьезной причины, решает раскрыть военные секреты Израиля, И все это — ради того, чтобы заработать несколько политических баллов.