Критики называют их неуклюжим, медленным транспортом, способным создавать автомобильные пробки и уродующим вид улиц сетью электропроводов. Сторонники считают их прекрасным транспортом, бесшумно скользящим по улицам, экологически чистым и, к тому же, частью исторического облика российской столицы.
Троллейбусы, электрический транспорт, получающий питание из протянутых над улицами проводов, впервые медленно двинулись по улицам Москвы в 1930 годах. Городские власти планируют убрать их с улиц к 2020 году, а в центре троллейбусные маршруты могут исчезнуть уже во вторник вечером.
«Точные планы нам неизвестны, потому что город держит их в тайне», — сказал Максим Кац, активист и член местного совета московского района Щукино. Он координирует кампанию по спасению троллейбусов.
По его словам, поступившие от сотрудников муниципальной транспортной системы сведения говорят о том, что вторник может быть последним днем существования троллейбусных маршрутов в центре города. Их должны заменить обычные автобусы. Официальных заявлений по этому поводу не было, но утечка информации за последние годы свидетельствует, что маршруты будут ликвидированы в этом году.
Троллейбусы могут показаться некрасивой и непрактичной формой транспорта. В последние годы транспортные пробки, спровоцированные троллейбусами, отдалившимися от своих проводов, из-за чего был утерян контакт с линией, и троллейбус терял энергию, были привычным зрелищем на улицах Москвы. Водители троллейбусов забирались по лесенке сзади троллейбуса на крышу и пытались вручную восстановить контакт с проводами, а взбешенные автомобилисты орали на них.
Но, как говорит Кац, недавно система была модернизирована, и троллейбус стал чистым и эффективным транспортом. Защитники говорят, что во многих европейских городах троллейбусы по-прежнему существуют, в том числе, в Женеве, Милане, Лионе и Будапеште, а там, где сеть троллейбусов была свернута в 1960-х и 1970-х годах, городские инженеры признают ошибочность этого решения.
Протяженность троллейбусных линий Москвы составляет около 600 километров и считается крупнейшей в мире. По имеющимся оценкам, ежедневно троллейбусы перевозят около миллиона человек.
Кац и группа энтузиастов начали кампанию за спасение троллейбусной сети и собрали примерно 1,1 млн рублей, чтобы оплатить рекламу на радио и печать листовок, предупреждающих москвичей, что они рискуют потерять. Деньги пожертвовали примерно 550 человек, кампания проводилась через социальные сети.
В последние годы московские власти запустили грандиозные программы по превращению города в уютное место для жизни, приводя в порядок парки советских времен и делая пешеходными многие центральные районы. В течение нескольких лет планируется сузить многополосные транспортные артерии и переделать их, чтобы город был более удобным для пешеходов.
Критики говорят, что эти улучшения часто проводятся без должной консультации и делаются непрозрачно. В случае с троллейбусами появились вопросы о том, не было ли реальной целью программы по их устранению желание завладеть дорогой недвижимостью в виде троллейбусных парков, включая огромное величественное депо из красного кирпича на Лесной улице, недалеко от центра. Обычные автобусы могут находиться на окраинах, а инфраструктура троллейбусов в центре.
«Троллейбусы — это важная часть нашей истории. 83 года они ездили по улицам Москвы, а теперь мы можем лишиться их за одну ночь без серьезных консультаций с общественностью и без планирования», — говорит Кац.