Тот факт, что сегодня в Женеве возобновятся приостановленные в прошлом месяце мирные переговоры по Сирии, показывает: по крайней мере, дипломатический процесс продолжается.
Это радостное событие. Конечно, еще слишком рано пытаться ответить на вопрос, дадут ли эти переговоры какой-нибудь результат.
Продолжение женевских переговоров связано с тем, что в Сирии действует «режим прекращения огня», то есть соглашение о перемирии. Если бы 28 февраля оно не было объявлено, женевский процесс не начался бы.
Тем не менее, «режим прекращения огня» в Сирии одновременно и есть, и нет.
Соглашение о перемирии не распространяется на такие называемые «террористическими группами» организации, как ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Иными словами, сирийская армия и силы оппозиции (такие как Свободная сирийская армия ССА) сложили оружие, тем временем был обеспечен доступ гуманитарной помощи извне для нуждающегося гражданского населения… Что же касается террористических групп, по ним стрелять не запрещается!
Кто враг?
Именно из-за этого последнего пункта перемирие в полной мере не соблюдается. Бомбежки, атаки, столкновения продолжаются. Когда говорится о нарушении перемирия, сторона, открывшая огонь, утверждает, что целью были «террористы», то есть враги.
Иногда это правда, а порой и нет. Следовательно, пусть дипломаты бесконечно долго говорят в Женеве, а на сирийском фронте оружие все равно не смолкает.
Можно сказать, что в последние дни оружие стало говорить слишком громко. Накануне нового тура переговоров в Женеве все стороны стремятся усилить свои реальные позиции «на поле боя»…
На прошлой неделе поддерживаемая Турцией ССА, в рядах которой находятся и сирийские туркмены, захватила стратегически важные районы, включая приграничный поселок Чобанбей. Но накануне ИГИЛ нанесло ответный удар и вернуло себе эти земли. В настоящее время столкновения продолжаются.
Силы «Джебхат ан-Нусра» тоже перешли в наступление в районах Алеппо, Хамы и Латакии, некоторые территории были захвачены.
В этом регионе действует армия Асада при воздушной поддержке России. По словам премьер-министра Сирии, эти силы готовятся к масштабной атаке с целью очистить Алеппо от «Джебхат ан-Нусра»…
Как объединиться?
Между тем в районе вблизи турецкой границы Отряды народной самообороны (YPG) под куполом «Демократических сил Сирии» пытаются завоевать новые позиции. Они тоже говорят, что стремятся очистить от ИГИЛ (при поддержке США) территории, которые они хотят сами контролировать…
Так выглядит ситуация на поле боя в период, когда дипломаты снова собираются в Женеве.
Даже если будет создано «переходное правительство», а Асад уйдет, как разделенная Сирия, в которой разные этнические и религиозные группы «де-факто» создают отдельные зоны доминирования, сможет вернуться к статусу единого, унитарного государства?