Новый президент Аргентины Маурисио Макри (Mauricio Macri) входит в весьма ограниченный круг действующих глав государств, которые напрямую упоминаются в «Панамских документах». Причем откровения насчет его офшорной компании пришлись на далеко не лучший момент. Недавно он согласился возместить фондам-стервятникам 4,65 миллиарда долларов и начал проводить политику резких бюджетных сокращений. С момента вступления в должность в декабре 2015 года он уволил более 10 000 чиновников, на 700% повысил цены на электроэнергию и удвоил стоимость проезда в общественном транспорте. Инфляция и бедность стабильно растут. Казалось бы, формируются условия для сильнейшего общественного взрыва.
Однако на улицах Буэнос-Айреса, столицы маршей пустых кастрюль, царит удивительное затишье после утечек о багамской компании Макри. На первой демонстрации, которая прошла спустя пять дней после разоблачений, на площади перед президентским дворцом собралось всего несколько сот человек. Трудно удержаться от сравнений со стихийными митингами в Исландии, которые собрали тысячи местных жителей вечером сразу после появления «Панамских документов» (протесты в итоге привели к отставке премьера Сигмюндюра Давида Гюннлёйгссона).
Все спокойно
Прокуратура начала следствие, чтобы определить, намеренно ли президент опустил некоторые детали в декларации имущества, однако нет уверенности в том, что дело будет доведено до конца. Кроме того, а Аргентине это почти что обычно. Точно такие же расследования в прошлом проводились и в отношение бывшего президента Кристины Киршнер и ее вице-президента Амадо Буду (Amado Boudou), когда те еще занимали должности. Их никто даже не допрашивал.
После публикации «Панамских документов» Маурисио Макри проявил поразительное спокойствие по сравнению со своим исландским коллегой. Тот явно чувствовал себя не в своей тарелке во время телевизионного интервью, когда ему задали вопрос о подозрениях в сокрытии миллионов долларов на офшорном счете. Макри же с улыбкой заявил, что совершенно не беспокоится по поводу этой офшорной структуры, в которой, по его словам, нет «ничего незаконного», потому что он не вкладывал в нее деньги.
45% экономики в тени
К тому же, избиратели Маурисио Макри отчасти знали, чего ждать от этого либерального бизнесмена, чей отец является владельцем одного из крупнейших предприятий страны. Хотя новый президент Аргентины выстраивал кампанию на лозунгах о прозрачности и борьбе с коррупцией, его огромное состояние — не секрет для граждан. Поэтому откровения «Панамских документов» их отнюдь не поразили.
Более того, уклонение от уплаты налогов — вовсе не удел одной лишь элиты и политиков. Многие аргентинцы потеряли все сбережения во время кризиса 2001 года и привыкли играть с законом, чтобы сэкономить пару лишних песо. Вложения в доллары или счет за границей относительно распространены среди семей даже среднего класса, если у них есть сбережения. «Коррупция стала частью нашей повседневной жизни: 45% нашей экономики в тени, и мы с этим смирились», — говорит Роберто Дюррье.
Через несколько дней после утечки крупнейшие местные газеты переключились на другие темы. Обнародовав опровержения Маурисио Макри, они перешли на открытие следствия против бывшего президента Кристины Киршнер по обвинению в отмывании денег.
«Ничего не будет»
Подобное невнимание СМИ к предполагаемому уклонению от уплаты налогов Маурисио Макри многое говорит о положении СМИ в Аргентине, считает работающая в Нью-Йорке аргентинская журналистка Грасьела Чомокофски (Graciela Chomokofsky): «Правительство Кристины Киршнер привело к полной поляризации аргентинских СМИ, и с появлением нового правительства ничего не изменилось, даже наоборот: журналисты либо предоставляют безусловную поддержку властям, либо ведут с ними непримиримую войну. Чего-то среднего нет. Эта поляризация вновь проявилась с «Панамскими документами». «Официальные газеты прикладывают все силы, чтобы Макри остался у власти, и стараются минимизировать электоральные последствия скандала, сместив фокус внимания в сторону ареста Ласаро Баеса (Lazaro Baez)», — объясняет она на основе опыта работы в двух крупных аргентинских изданиях, Pagina 12 и La Nacion. Вторая газета (поддерживает тесные связи с правительством Маурисио Макри) была одним из двух аргентинских СМИ, которые работали над утечками с Международным
консорциумом журналистов-расследователей, и признала, что ее главные акционеры фигурируют в базе «Панамских документов».
Как бы то ни было, главная причина того, что аргентинцы не вышли на улицу, заключается в том времени, на которое пришлись разоблачения, полагает социолог и автор исследований об общественных движениях в Аргентине Федерико Шустер (Federico Schuster): «Макри только что избрали, и аргентинцы еще пытаются понять, что будет дальше. Однако если бы новость прозвучала до президентских выборов, Макри, вероятно, не победил бы». По его словам, коррупционный скандал редко становится отправной точкой общественных движений в стране: «Коррупция возмущает аргентинцев, но они готовы с ней смириться, если у них все складывается хорошо на экономическом уровне».
У аргентинцев не осталось иллюзий? В любом случае, открытие следствия по «Панамским документам» не вызывает у них особых эмоций. Молодая еще продюсер Палома давно от всего устала и не верит, что Маурисио Макри серьезно что-то грозит: «Когда я прочитала о начале следствия, то сказала себе: “Здорово. Только ничего ведь не будет”. Большей части руководства из прошлых правительств нужно было бы подать в отставку, но никто этого не сделал. К сожалению, уже и так понятно, что следствие далеко не продвинется».